Женский журнал

Светский гуманизм

Базовые принципы

Принципы гуманизма

Светский гуманизм является одним из направлений гуманизма, и, соответственно, содержит его основные принципы. Главным признаком гуманизма является признание человека, его права на счастье высшей ценностью. При этом гуманизм не представляет человека стоящим над природой, не обожествляет его, напротив, гуманистическая жизненная позиция подразумевает особую ответственность перед человечеством и этические последствия человеческих решений.

Принципы светского гуманизма

Пол Куртц — автор манифеста светского гуманизма

Вместе с тем, согласно «Декларации светского гуманизма», десятью базовыми принципами мировоззрения также являются:

  1. Свободное исследование — недопустимость любого вида цензуры, догматизма; свобода прессы и средств коммуникации.
  2. Отделение церкви от государства — необходимость отделения религии от государства, во избежание нарушения принципа свободного исследования.
  3. Идеал свободы — недопустимость любой формы тоталитаризма, идеал уважения прав меньшинства и власти закона.
  4. Этика, основанная на критическом мышлении — независимость этики от религии; возможность и необходимость вывода моральных норм без религиозного откровения.
  5. Моральное образование — необходимость нравственного воспитания и образования детей; недопустимость навязывания религии молодым людям, прежде чем они будут способны дать на это добровольное и осмысленное согласие.
  6. Религиозный скептицизм — скептическое отношение к претензиям сверхъестественного на реальность.
  7. Разум — использование рациональных методов исследования, логики и опыта в процессе накопления знания и установления критериев его истинности.
  8. Наука и техника — признание научного метода наиболее достоверным способом понимания мира.
  9. Эволюция — порицание попытки креационизма включать в учебники биологии религиозные доктрины, потому как «очевидность фактов настолько убедительно подтверждает само существование эволюции видов, что отрицать его слишком трудно».
  10. Образование. «Образование должно быть неотъемлемой составляющей созидания гуманных, свободных и демократических обществ». Передача знания, поощрение морального роста, обучение профессиям, помощь в выборе жизненного пути, преподавание правил поведения в демократическом обществе, стремление развивать способность к критическому мышлению. Опасность СМИ как средства навязывания догм.

В число важнейших методологических принципов светского гуманизма входит принцип свободного критического исследования, включающий идею приложения ресурсов разума и науки ко всем областям природы, общества и человеческого поведения. Это предполагает недопустимость каких-либо ограничений научного познания и экспериментальных исследований во всех областях, будь то этика, политика, религия, паранормальные явления или медицина. При этом такие исследования не должны противоречить закону и нарушать базовые этические и экологические стандарты, принятые в данном сообществе.

Джордж Якоб Холиок придумал термин «Секуляризм» в 1851 году

Светский гуманизм и атеизм

Несмотря на то, что светские гуманисты фактически отрицают существование сверхъестественных явлений, и среди них есть множество атеистов, они не считают борьбу с религией главной целью. Более важной для них является идея прав человека (п. 3 декларации светского гуманизма), в том числе свобода вероисповедания. Светские гуманисты стремятся продемонстрировать правоту собственной точки зрения не путём антирелигиозной деятельности, а путём создания реальной альтернативы религиозным культам и верованиям. Например, основывая этические общества, созданные для осуществления морального и нравственного образования.

> Истоки светского гуманизма

Современный гуманизм

Основная статья: Гуманизм § Гуманизм в наши дни

Размежевание с религиозным гуманизмом

Организационное оформление

Исторически светский гуманизм приобрёл очевидные теоретические и социальные очертания в середине XX века, что зафиксировано в публикации манифестов гуманизма: «Гуманистического манифеста I» (1933), «Гуманистического манифеста II» (1973), «Декларации светского гуманизма» (1980), «Декларации взаимной зависимости» (1988), «Гуманистического манифеста 2000: Призыва к новому планетарному гуманизму» (2000), «Гуманистического манифеста III» (2003).

В настоящее время светский гуманизм является наиболее организованным и влиятельным интеллектуальным и моральным направлением в мировом гуманизме. Это наиболее ярко выражается в деятельности Международного гуманистического и этического союза (МГЭС — IHEU), объединяющего национальные гуманистические общества более чем 30 стран с общим числом членов более 5 миллионов человек.

Светский гуманизм в России

Основная статья: Российское гуманистическое общество

Информация в этом разделе устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

В России с 1995 года действует Российское гуманистическое общество (РГО) — общественная организация содействия развитию гуманизма. РГО издаёт журнал «Здравый смысл» и учебно-научную литературу по гуманизму и научному скептицизму, проводит научные конференции по тематике гуманизма, организовывает летние курсы гуманистического образования.

Литература

  • Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Человечность человека: Основы современного гуманизма. Учебное пособие для вузов. М.: Рос. гуманист. о-во, 2005.
  • Гивишвили Г. В. Гуманизм и гражданское общество: Учебное пособие для средних общеобразовательных учреждений // Под редакцией и с предисловием профессора В. А. Кувакина // Библиотека журнала «Здравый смысл». — М.: Российское гуманистическое общество, — 2003—239 °C. Гивишвили Г. В.. Философия гуманизма. — М.: Поколение, 2009. — 496 с. ISBN 978-5-9763-0103-0
  • «Гуманистический манифест 2000. Призыв к новому планетарному гуманизму».
  • Ежеквартальник «Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов»
  • Возможность невозможного: Планетарный гуманизм для России и мира. Материалы международной научной конференции. Сост. и ред. В. А. Кувакин. — М.: Рос. гуманист. о-во, 2001.
  • Гуманизм на рубеже тысячелетий: Идея, судьба, перспектива // Редколлегия Б. Н. Бессонов, Т. Г. Богатырева, В. Н. Шевченко. — М.: «Гнозис», 1997.
  • Жукоцкий В. Д. Основы современного гуманизма: Российский контекст. Учебное пособие. — М.: Рос. гуманист. о-во, 2006.
  • Кувакин В. А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). — СПб. «Алетейя», М.: «Логос», 1998.
  • Кудишина А. А. Гуманизм — феномен современной культуры. — М.: Академический проект, 2005.
  • Куртц П. Гуманизм и атеизм: о сходствах и различиях. — «Вопросы философии», 1990. — № 10. — С. 168—174. (Предисловие к публикации Л. Н. Митрохина.)
  • Куртц П. Запретный плод: Этика гуманизма. — Изд. 2, исправленное — М.: Рос. гуманист. о-во, 2002.
  • Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма. — М.: Рос. гуманист. о-во, 2000.
  • Кутателадзе С. С. Fidelis et Infidelis
  • Чёрный Ю. Ю. Современный гуманизм // Философия в XX веке. Сб. обзоров в двух частях. — М.: ИНИОН РАН, 2003. — Т. 2. — С. 125-167.

Проблемы светского гуманизма

Однако есть некоторые большие проблемы со светским гуманизмом. Одной из таких вещей это абсолютное противостояние христианству – отрицание веры в Бога и сверхъестественное вообще. Светский гуманизм и Христианство не могут существовать в гармонии. Да, действительно эта философия помещает людей выше Бога, поскольку Бога в ней не существует, следовательно, человек является высшим существом.

С точки зрения христианства это попросту неверно. Бог существует. Мы существуем. Но так же существует дух, душа и духовный мир. Люди не просто набор химических элементов. Мы существуем помимо наших тел.

Светский гуманизм предполагает, что человек становится лучше со временем. Еще одной проблемой этого учения является то, что оно отрицает существование греха. Это выходит из заблуждения о том, что у человека нет греховной природы. Неверие в греховность человека не решает проблему греха. Высказывание о том, что зло не существует — не помогает решить проблемы зла. Опыт наших жизней показывает, что люди не улучшаются. Библия говорит, что человеческое сердце крайне испорчено:

«Лукаво сердце более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иеремия 17:9)

Мы не можем самостоятельно решить, что правильно, а что нет. Автор книги послания к Римлянам описывает эту проблему в 7 и 8 главах. И это описание поражает нас своей точностью. Мы не в состоянии сделать что-то очень хорошее без Бога, потому что в нас существует греховная природа. Решением является не надежда на то, что со временем люди станут всё лучше и лучше, а то, что наша любовь к Богу сделает нас совершенной, который создал нас и очистил нас кровью Своего Сына – Иисуса Христа.

Я действительно думаю, что очень опасно полагаться на человека в решение человеческих проблем. Без Бога все наши культуры и общества будут постепенно идти по спирали ко всё большему и большему злу.

Видение светского гуманизма – ложное.

Джон Окс

Перевод: Игорь Петров

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

  • Подписаться на новости
  • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

  • Христианские тесты онлайн
  • Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
    Пройти тест

  • Задать вопрос
  • Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.

Христианские видео и ролики

» Назад 1 / 48 Истории о вере со всего мира Церковь в Лос-Анджелесе празднует 30-летний юбилей Духовный путь Джастина Рентона: от автогонок к служению в церкви » Назад 1 / 48

Источник: https://icocnews.ru/izuchenie-biblii/voprosy-i-otvety/svetskij-gumanizm-i-hristianstvo.html

Светский гуманизм

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх