Женский журнал

Кинта да регалейра

masterok

Эта романтическая, полная загадок усадьба, однажды принадлежавшая Виконтессе Регалейры, впоследствии была куплена доктором Антониу Авгушту Карвалью Монтейру (1848-1920). Владелец огромного состояния, умноженного в Бразилии благодаря монополии на торговлю кофе и драгоценными камнями, благодаря которому он получил свое прозвище — Монтейру — Миллионщик, был человеком культурным и высокообразованным. Одаренный духом исследователя, филантроп и известный коллекционер, обладающий огромной частной библиотекой, Карвалью Монтейру, купив усадьбу в Синтре, решил превратить ее в Эдем — райский сад, в центре которого находился бы некий дворец философии. Синтра великолепно подходила для воплощения его замысла. Во-первых, там жили многие представители знати, включая королевскую семью. Во-вторых, только природные условия Синтры позволяли неподалеку от Лиссабона создать задуманный им роскошный многоярусный парк, террасами спускающийся по склонам холма.

Приглашенный итальянский архитектор, художник и сценограф Луиджи Манини, не только по достоинству оценил природу и ландшафт Синтры, но, видимо, разделял философские и эстетические вкусы Карвалью Монтейру, создав ансамбль, в котором переплелись искусство и мистерия… Здание дворца, выдержанного в чисто португальском духе, поистине прекрасно — потемневший от времени и влаги белый камень особенно романтично смотрится на фоне яркой тропической зелени. Манини неплохо изучил особенности стиля мануэлино, включающего обилие резьбы по камню, изображения растений, маленькие витые колонны, дополнив его изваяниями животных и антропоморфных существ, в том числе фигурами фантастических монстров, напоминающих гигантских кроликов, поместив их на крыше дворца.
Парк Регалейры задумывался как Эдем — райский сад. А разбросанные по нему на разных уровнях балконы, бельведеры, беседки, гроты, скульптуры и крошечные озера имеют свой смысл. Этот сад представляет собой свой микро мир, постройки которого, пещеры, гроты и колодцы с потайными ходами наделяют его таинственностью и загадкой.


Путешествуя по террасам парка можно обнаружить взаимосвязь с мифологией, с мифами об олимпийских богах, с творениями Вергилия, Данте, Камоэнса, христианским учением. Так, египетский домик с мозаичным изображением священного ибиса, символизирует древние культы. Скульптура Леды, держащей в руке голубя, у входа в один из гротов, и Зевса на краю крошечного озерка в облике лебедя, щиплющего ее за ногу, как бы воплощают языческое видение непорочного зачатия. Помимо античных мифов, Карвалью Монтейру был и знатоком поэзии. Переход с одной террасы парка на другую — сродни кругам в «Божественной комедии»: ад, чистилище, рай. Вот грот с каменной скамейкой. Он украшен статуей Беатриче, а по краям скамьи, на которой высечено число «515», восседают две гончих… “Пятьсот пятнадцать, вестник Бога…” — это из последней песни «Чистилища». А гончая — символ вестника Бога, который объявляет о пришествии Святого Духа и спасении христианства.
И чтобы все понять в Регалейре, надо прекрасно разбираться в философии, мифологии, поэзии и португальской истории, которым, не без участия сценографа Манини, придана еще и театральность. Но даже если и не знать всего скрытого смысла таинственных символов, все равно невольно осознаешь, что здесь ничто не появилось случайно или из чисто эстетических соображений, а все выстроено именно в какой-то зависимости. Даже экзотические растения собраны здесь с определенным умыслом: привезенные из Бразилии, они включают едва ли не все виды из тех, что упоминает португальский поэт Камоэнс.


Вот у склона горы пруд, в который со скал сбегает вода. Посреди него брошены плоские камни — ступая по ним, можно попасть к входу в грот, скрытый изгибом склона и падающей сверху водой. Но не все так просто — камни положены так, что лишь зная, с какой ноги начать по ним шагать, можно добраться до входа.
На одной из террас стоит часовня — творение в стиле неомануэлино. Справа от входа — неприметный проход к потайной винтовой лестнице, ведущей к верхнему ярусу тридцатиметрового колодца, уходящего в недра горы. Спиральная галерея, идущая вокруг него, имеет девять уровней, поддерживаемых резными каменными колоннами. В каждом пролете — пятнадцать ступеней. Эти девять уровней, символизируют девять кругов ада, девять кругов чистилища и девять кругов рая, описанных Данте. Все построено на единстве противоположностей: небо — преисподняя, ад — рай, этот мир и «мир потусторонний», который соседствует с райским садом Карвалью Монтейру. Выложенный на дне колодца огромный крест тамплиеров, вписанный в восьмиконечную звезду — герб Монтейру, «сияющий треугольник»- символ масонства на стене склепа — тоже подтверждение значимости всех этих символов. Этот «Колодец посвящения», самая загадочная из всех диковинок Регалейры. Был ли Карвалью Монтейру масоном или членом какого-то тайного ордена — неизвестно: пока не найдены документы, которые бы подтверждали это. Да и вряд ли это можно будет узнать когда-то наверняка.
Ясно одно — если бы не склонность Карвалью Монтейру к философии и мистике, Регалейра вряд ли бы стала тем удивительным миром знаков и символов, дорог посвящения.
Давайте прогуляемся по парку с одним из туристов:
Мы входим. За оградой по склону горы террасами поднимается парк. Среди его буйной растительности немного в отдалении, на возвышенности, белеют башенки и шпили дворца. Кроме нас, журналистов, в парке, кажется, ни души.
Hас встречает девушка-гид Ана: высокие скулы и немного раскосые глаза выдают ее китайские корни, скорее всего — из Макао.
Она немного задерживается у входа и берет какое-то приспособление, напоминающее не то паяльную лампу, не то садовый опрыскиватель. Особенно странно и даже немного допотопно оно выглядит рядом с «мобильником», висящим у нее на поясе…
Усадьба, зовущаяся «Кинта да Регалейра», ведет свою историю с конца XVII века. Не раз меняя хозяев, в 1840 году она была приобретена дочерью богатого купца из Порту, которая позже получила титул баронессы Регалейра. Так у поместья и появилось его нынешнее имя.
Но теперешний вид усадьба стала приобретать лишь в самом конце XIX века, когда бароны продали ее доктору Антониу Аугушту Карвалью Монтейру. Известный всем под прозвищем Монтейру-Миллионщик, он родился в самой середине прошлого века в Рио-де-Жанейро.
Наследник колоссального семейного состояния, умноженного в Бразилии благодаря монополии на торговлю кофе и драгоценными камнями, он получил диплом юриста в университете Коимбры и был, вне сомнения, человеком культурным и очень образованным.
Слыл большим знатоком оперы, собирателем музыкальных инструментов, часов, ракушек, различных древностей. А его библиотека считалась одной из лучших в Португалии и самым полным собранием произведений Луиса Камоэнса. Ныне она отдельным фондом хранится в Библиотеке Конгресса США…

И вот этот «миллионщик» решил приступить к реализации замысла, в котором не только присутствовал размах, опиравшийся на огромный капитал, но и воплощались удивительные и порой даже необъяснимые пристрастия нового хозяина Регалейры. Это должен был быть некий дворец философии, причем философии, исповедуемой Карвалью Монтейру.
Синтра великолепно подходила для воплощения его замысла. Во-первых, там жили многие представители знати, включая королевскую семью, которых можно было приглашать в гости в свою усадьбу.
Во-вторых, только природные условия Синтры позволяли неподалеку от Лиссабона создать тот романтический многоярусный парк, по дорожкам которого мы шли в направлении дворца, слушая рассказ провожатой.
Отвергнув проект архитектора-француза, Карвалью Монтейру остановил свой выбор на итальянском архитекторе, художнике и сценографе Луиджи Манини, который работал в миланской «Ла Скала».
Тот не только по достоинству оценил природу и ландшафт Синтры, но, видимо, разделял философские и эстетические вкусы Карвалью Монтейру, создав ансамбль, в котором переплелись искусство и мистерия…
Здание дворца поистине прекрасно — потемневший от времени и влаги белый камень особенно романтично смотрится на фоне яркой тропической зелени. В отличие от многих других усадеб Синтры, дворец Монтейру-Миллионщика выдержан в основном в чисто португальском духе.
Манини явно неплохо изучил особенности мануэлино, включающего обилие резьбы по камню, изображения растений, маленькие витые колонны. Но дополнил его изваяниями животных и антропоморфных существ, в том числе фигурами фантастических монстров, напоминающих гигантских кроликов, поместив их на крыше дворца.
Интерьеры дворца не менее роскошны, чем его внешнее убранство. Правда, повсюду ощущается некоторая пустота: от некогда богатейшей обстановки и коллекций Монтейру-Миллионщика, к сожалению, мало что сохранилось.

Но даже то, что осталось или удалось собрать у родственников Карвалью Монтейру в последние годы, говорит, как и внешнее оформление дворца и парк, о вкусах и пристрастиях хозяина Регалейры.
Он явно был консерватором и монархистом. В Королевской зале дворца висит галерея портретов португальских монархов. Говорят, что в библиотеке Карвалью Монтейру было немало книг, которые свидетельствуют об интересе ее владельца к себастьянизму — португальскому мессианскому культу, связанному с фигурой сгинувшего в 1578 году в североафриканских песках короля Себаштиана.

Считается, что он не погиб, а в один прекрасный день вернется, принеся стране вновь процветание и славу. Близость усадьбы к дворцу Пена тоже была неслучайной. Его строитель, король Фернанду, был большим другом отца Карвалью Монтейру. И после революции в 1910 году Монтейру-Миллионщик даже хранил у себя королевский трон, вероятно, надеясь на возвращение монархии.
А мы, покинув дворец, вслед за нашим гидом отправляемся в путешествие по террасам парка. Именно путешествие, потому что каждая остановка в нем — это открытие, каждый его этап имеет свою логику, последовательность, и, как хорошая пьеса, — свою драматургию.

Парк Регалейры задумывался как Эдем — райский сад. А разбросанные по нему на разных уровнях балконы, бельведеры, беседки, гроты, скульптуры и крошечные озера имеют свой смысл.
Даже экзотические растения собраны здесь с определенным умыслом: привезенные из Бразилии, они включают едва ли не все виды из тех, что упоминает Камоэнс.
От египетского домика с мозаичным изображением священного ибиса, символизирующего древние культы, мы переходим к античным персонажам.

У входа в один из гротов — скульптуры Леды, держащей в руке голубя, и Зевса на краю крошечного озерка в облике лебедя, щиплющего ее за ногу, как бы воплощают собой языческое видение непорочного зачатия.
Помимо античных мифов, Карвалью Монтейру был и знатоком поэзии, причем не только Камоэнса. Переход с одной террасы парка на другой — сродни кругам в «Божественной комедии»: ад, чистилище, рай. Вот грот с каменной скамейкой. Он украшен статуей Беатриче, а по краям скамьи, на которой высечено число «515», восседают две гончих…
«Пятьсот Пятнадцать, вестник Бога…» — это из последней песни «Чистилища». А гончая — символ вестника Бога, который объявляет о пришествии Святого Духа и спасении христианства.

Но в то же время знатоки Данте говорят, что «515», загадочное обозначение грядущего избавителя церкви, имеет и другой смысл: если в DXV переставить местами знаки, получится DVX, что означает «вождь».
Именно к таким сложным символам, использующим каббалистику, активно прибегали алхимики. И чтобы все понять в Регалейре, надо прекрасно разбираться в философии, мифологии, поэзии и португальской истории, которым, не без участия сценографа Манини, придана еще и театральность.
Но даже если и не знать всего скрытого смысла таинственных символов, все равно невольно осознаешь, что здесь ничто не появилось случайно или из чисто эстетических соображений, а все выстроено именно в какой-то зависимости.
В парке действительно есть своя драматургия. По мере продвижения по кругам ада и чистилища к раю, чувствую, как мне передается какое-то неясное напряжение, заставляющее отбросить все посторонние мысли и сосредоточиться.
Вот у склона горы пруд, в который со скал сбегает вода. Посреди него брошены плоские камни — ступая по ним, можно попасть к входу в грот, скрытый изгибом склона и падающей сверху водой. Но не все так просто — камни положены так, что лишь зная, с какой ноги начать по ним шагать, можно добраться до входа…
— Здесь, в подземном гроте, гнездятся летучие мыши. Сейчас у них брачный сезон, и лучше их не тревожить, — говорит Ана. — Мы попадем в подземелье немного позже…
На одной из террас стоит часовня — тоже творение в стиле неомануэлино. Внутри все изящно и в общем-то похоже на другие португальские часовни. Только вот крест ордена тамплиеров, канувшего в Лету века назад, нарушают это сходство.
Синтра. Колодец посвящения
Справа от входа — неприметный проход к потайной винтовой лестнице: если бы наш гид не свернула туда, мы прошли бы мимо.
Спускаемся в склеп. В отличие от верхней часовни он очень аскетичен, не идет ни в какое сравнение со всеми кружевами в камне, что мы видели минуту назад.

— В этом заключен дуализм Регалейры, — объясняет Ана. — Здесь все построено на единстве противоположностей: небо — преисподняя, ад — рай, этот мир — мир потусторонний…
На стене склепа замечаю знак «дельта луминозо» — «сияющий треугольник», символ масонства.
И тут же вспоминаю, что на потолке одного из залов на втором этаже дворца нам показывали аллегорическую картину, изображающую три масонских добродетели — Силу, Мудрость, Красоту.
Совпадение?
Вряд ли…
Если вспомнить, алхимия, масонство, обряды ордена тамплиеров — все они были построены на таинствах и символах. При этом считают, что раннее масонство многое позаимствовало у тамплиеров.
А их орден, запрещенный во всех странах, в Португалии практически был просто переименован в орден Христа, и именно под его эгидой осуществлялись знаменитые португальские открытия, породившие тот самый имперский дух и мессианство себастьянизма, которые, по-видимому, и разделял владелец Регалейры.
Наконец, мы выходим на самую верхнюю террасу. Дорожка подводит к стоящим вертикально камням — менгирам. Заглядываем в проход между глыбами.
— Проходите, — говорит Ана.
Куда? Перед нами монолитная стена.

Девушка касается камня, и вдруг глыба начинает двигаться, поворачивается, открывая проход внутрь. В «мир иной», «преисподнюю», «потусторонний мир», который соседствует с райским садом Карвалью Монтейру.
Несколько шагов — и мы оказываемся на самом верхнем ярусе тридцатиметрового колодца, уходящего в недра горы. Он напоминает некую перевернутую и вывернутую наизнанку башню.
Спиральная галерея, идущая вокруг него, имеет девять уровней, поддерживаемых резными каменными колоннами. В каждом пролете — пятнадцать ступеней. Эти девять уровней, по которым либо поднимаешься к небесам, либо, наоборот, сходишь в преисподнюю, символизируют девять кругов ада, девять кругов чистилища и девять кругов рая, описанных Данте.
Все тот же дуализм: небо — преисподняя, рай — ад, а между ними — путь посвящения. Выложенный на дне колодца огромный крест тамплиеров, вписанный в восьмиконечную звезду, — герб Карвалью Монтейру, — тоже подтверждение значимости всех этих символов. Это — «Колодец посвящения», самая загадочная из всех диковинок Регалейры.
Медленно спускаемся вниз. От влаги колонны и стены покрылись зелеными мхами и лишайниками. Круг неба над головой все меньше, а тамплиерский крест — ближе. Но на одном из уровней девушка останавливается и сворачивает в сторону, и мы вслед за ней оказываемся в подземной пещере. Все разговоры и расспросы — а спрашивать есть о чем — разом смолкают.
И только тут я понимаю предназначение того странного предмета, который Ана держала в руке. Это была газовая лампа.
Конечно, можно воспользоваться и обычным электрическим фонариком, но свет такой лампы, немного шипящей в тишине, создавал совершенно иную атмосферу — все той же загадочности и таинственности. В пещере не было никаких монстров и ужасов или даже летучих мышей, но хотелось поскорее увидеть свет, выбраться из этого потустороннего мира в мир реальный…
Когда был сооружен колодец — никто не знает. Об этом не говорится ни в каких бумагах, оставшихся от Карвалью Монтейру.
Возможно, он существовал уже при прежних хозяевах Регалейры. И потому-то миллионеру-философу, склонному к мистике, так и приглянулась усадьба. Кто, зачем и когда выполнил всю эту титаническую работу?

Кого приводил с собой Карвалью Монтейру в этот колодец, входы в который он так скрывал и оберегал? Какие обряды и ритуалы проводились в нем, какие мистерии разворачивались?
Или он спускался в него один, а значит, какова была сила убеждений и веры хозяина Регалейры во все эти мистические символы, чтобы заставить вгрызаться в недра скалы… Или было у этого колодца какое-то другое предназначение, не ведомое ныне никому?
Ясно одно — если бы не склонность Монтейру-Миллионщика к философии и мистике, Регалейра вряд ли бы стала тем удивительным миром знаков и символов, дорог посвящения.

Был ли Карвалью Монтейру масоном или членом какого-то тайного ордена — неизвестно: пока не найдены документы, которые бы подтверждали это. Да и вряд ли это можно будет узнать когда-то наверняка. Масоны умели хранить свои секреты.
Правда, в его библиотеке немало работ, посвященных масонству. Известно также, что масоном был король Фернанду: он даже выдвигал себя, правда безуспешно, на должность гроссмейстера масонской ложи «Гранди Ориенти Лузитану Униду».
Да и само положение Регалейры замешано на мистике — в конце концов хребет Синтра издревле был обителью древних культов. И когда Карвалью Монтейру создавал здесь свой дворец, он явно знал об этом…
Но что миллионщик-философ-эрудит вряд ли мог предполагать, так это то, что после его смерти в 1920 году его беспутный сын Педру промотает его состояние, а имение пустит с молотка.
В конце концов в 1987 году Регалейра перешла к японской фирме, которая собиралась превратить усадьбу в отель.
Но власти Синтры в 1997 году приобрели Регалейру, чтобы сделать ее музеем. И все же, несмотря на то, что еще в 1995 году усадьба была включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, она остается тихим и небойким местом.
Жозе Мильязеш, который и привел нас сюда, случайно открыл этот тайный мир символов и знаков. Мистика, масонство, алхимия и каббалистика — материи, о которых по-прежнему не очень любят говорить вслух. И над усадьбой Карвалью Монтейру по-прежнему висит полог тайны.
Разными дорожками можно идти по парку этого дворца философии: от неба — к преисподней, от ада — к раю, от язычества — к христианству… Hо весь комплекс и сам как бы часть цикла.
От древних языческих культов, процветавших здесь когда-то, через ислам мавров, раннее христианство тамплиеров — к мистике Карвалью Монтейру, которая здесь вновь смыкается с древним культом Луны. И только она, Луна, хозяйка этих мест, возможно знает о его тайне, иногда заглядывая в колодец усадьбы Регалейра…
Власти Синтры в 1997 году приобрели Регалейру, чтобы сделать ее музеем. И все же, несмотря на то, что еще в 1995 году усадьба была включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, над усадьбой Карвалью Монтейру по-прежнему висит полог тайны.

“Здесь встречаются небеса и земля и сливаются друг с другом в осязаемой реальности, которая царит над Красотой, Архитектурой и Музыкой”.

Белых Людмила

Источник: https://masterok.livejournal.com/318897.html

Владельцы

На протяжении веков эти земли принадлежали различным людям: известно, что в 1697 году территория, примерно соответствующая современным границам усадебного комплекса, принадлежала некоему Жозе Лейте (порт. José Leite). В 1715 году Кинта да Торре (порт. Quinta da Torre — «имение башни») приобрёл Франшиску Алберту де Каштру, который использовал горные источники, здесь расположенные, для снабжения городских фонтанов Синтры. В 1830 году «имение Кастру» (порт. Quinta do Castro) перешло в руки Мануэла Бернарду, в 1840 году его приобрела Ален Регалейра, дочь состоятельного торговца из Порту, вскоре после этого получившая титул баронессы. В 1892 году владение за 25 000 португальских реалов приобрёл меценат и коллекционер Карвалью Монтейру, благодаря которому вся территория и приобрела свой нынешний вид. В 1942 году поместье было продано Вальдемару д’Ори, который использовал его в качестве частной резиденции, а в 1987 году стало собственностью японской корпорации Aoki. В марте 1996 года городской совет Синтры смог выкупить имение, после чего началась его активная реставрация.

Парк

Многоярусный парк, пересекающийся множеством тропинок, террасами спускается со склонов холма. Его планировка и элементы скрывают в себе символы, связанные с различными религиями и религиозными культами, алхимией, масонством, орденами тамплиеров и розенкрейцеров и известными литературными произведениями.

В верхней части парка находится дикий и неухоженный лес, в то время как в нижней — облагороженный руками человека. Наряду с такими «природными» элементами садово-парковой архитектуры, как озёра, каналы, гроты и пещеры с подземными тоннелями, парк украшают высокие башни, беседки, резные скамейки и статуи.

  • Беседка

  • Скамья между озером и лоджией

  • Скамья между озером и фонтаном

  • Скамья между часовней и дворцом

Колодец посвящения

«Колодец посвящения», уходящий вглубь земли, окружает спиральная галерея, украшенная многочисленными арочными проёмами. Галерея состоит из девяти пролётов по пятнадцать ступеней каждый. Согласно легенде, эти девять уровней символизируют девять кругов ада, чистилища и рая, описанные Данте. На дне колодца выложен герб Монтейру — восьмиконечная звезда, в которую вписан крест тамплиеров. На стене изображён сияющий треугольник — один из символов масонства. Существовало мнение, что колодец служил для религиозных церемоний масонского братства, однако документального подтверждения этому не нашлось.

  • Вид со дна колодца

Туннели

Система туннелей имеет множество входов и выходов, ведущих к часовне, гротам, озеру с водопадом и другим достопримечательностям. Символически они интерпретируют путешествие между светом и тьмой, смертью и воскрешением.

  • Вход в грот

  • Грот. Вид со стороны озера

  • Тоннель восточного грота

  • Пещера Леды

Аквариум

Вода является одним из важнейших элементов парка — кроме каналов и фонтанов на территории находятся два искусственных озера. «Аквариум» создан так, словно он является естественной частью скалы. В настоящее время этот объект находятся в состоянии консервации.

  • Фонтан ибиса

  • Источник изобилия

  • Озеро с водопадом и пещеры

  • Вид с террасы на Озеро с водопадом

Усадьба Кинта-да-Регалейра

Подобно многим другим сооружениям в Португалии, усадьба Кинта-да-Регалейра содержит на себе отпечатки различных стилей. Здесь, как и во дворце Пена, вы сможете увидеть смешение романского и готического стилей, элементы ренессанса и мануэлино. Я обратила внимание на этот ансамбль из-за мистического и таинственного духа, которым он пропитан. А после посещения ещё долго не могла забыть то чувство волшебства, когда ты оказываешься внутри и восторженно созерцаешь сказочное строение. Ведь один из последних владельцев, при котором Кинта-да-Регалейра приобрела современный вид, состоял в масонской ложе, оттого и желал отразить в архитектуре усадьбы свои интересы.

Но не стану спорить с тем фактом, что широкую известность этот ансамбль получил благодаря колодцу Посвящения, красующемуся на многочисленных фотографиях в сети. И на меня он произвёл впечатление ещё большее, чем дворец. Благодаря этой удивительной архитектуре я ощутила себя вдали от реальности. Кроме дворца и колодца, в окружении лесов, озёр и пещер на сравнительно небольшой территории расположились часовня, различные декоративные строения. Я предлагаю совершить небольшое путешествие: осмотреть дворец Регалейра и его окрестности.

Экскурс в историю

Кинта-да-Регалейра является одним из самых замечательных сооружений Серры-да-Синтры. Само слово quinta переводится с португальского как «ферма», но после посещения ансамбля у вас язык не повернётся назвать его фермой. Этот сказочный комплекс может похвастаться своей интересной историей. А началась она в 1697 году, когда Жозе Лейту приобрёл большой земельный участок недалеко от центра Синтры. В пределах купленной Лейту территории и находится сейчас дворцово-парковый ансамбль.

Через 18 лет на открытом аукционе землю перекупает Франшиску Алберту де Кастр, чтобы направить воду с горы для подпитки фонтанов в городе. На этом смена владельцев не заканчивается: только в XIX веке земля переходила из рук в руки четырежды. Знаковым событием в этот период стала покупка земли в 1840 году влиятельной и богатой Ален Регалейра, вскоре после приобретения ставшей баронессой и давшей имя ферме. По некоторым предположениям, с этого момента начинается строительство на земле загородной усадьбы, о чем свидетельствуют изображения того времени.

Однако бурное развитие усадьбы связано всё же с именем следующего её владельца, португальского энтомолога, мецената и коллекционера и масона Карвальо Монтейра, подарившего месту тот самый ореол таинственности. Большинство сооружений на территории были построены между 1904 и 1910 годами итальянцем Луиджи Манини.

На протяжении XX века ферма сменила ещё нескольких владельцев и, наконец, в 1997 году была выкуплена городским советом Синтры, отреставрирована и открыта для публики.

Влияние эзотерики

Монтейра был человеком научного духа, выдающейся культуры и редкой чувствительности, к тому же библиофилом, коллекционером и великим филантропом. Кроме того, он был любителем астрологии, эзотерики и оккультных наук. Я считаю, что для того времени его знания были достойны восхищения. Благодаря своей образованности и увлечениям Монтейра смог создать каменный шедевр. Весь комплекс в итоге получился неким подобием Эдемского сада, а из преобладающих стилей здесь более всего выделяются причудливый нео-мавританский и ренессанс. Поскольку Монтейра строил комплекс, призванный стать отражением его внутреннего мира и взглядов, здесь на каждом шагу встречаются символы масонов, тамплиеров, алхимиков и различные намёки на эзотерические учения и ритуалы.

В еврейском мистицизме, получившем распространение в XVI веке, эзотеризм основан на законе, целью которого является поиск соответствия между божественным и земным, человеком и Вселенной. Переход из одного измерения в другое происходит посредством ритуалов, благодаря которым новопосвящённый получает доступ к тайному знанию. Колодец Посвящения на территории усадьбы — яркий пример такого символического сооружения. Эта перевёрнутая башня, погружённая вглубь земли – символ рождения и смерти; символ материнского чрева, из которого пришла жизнь, и могила, куда вернётся тело. Как я уже упоминала выше, колодец, безусловно, достоин вашего внимания — он восхитителен в своей необычности. Что называется, почувствуйте себя на месте Вергилия в произведении Данте!

В XVIII веке окончательно оформляется ещё одно эзотерическое учение — масонство в его современном понимании, или спекулятивное, которое больше не имело связи с реальными каменщиками, а в ряды масонов вступали люди знатные и обеспеченные. Почти во все времена оно вызывало сопротивление со стороны католической церкви, хотя и проповедовало веру в добродетели милосердия, бессмертие души и существование великого архитектора Вселенной. А большая часть масонской символики вдохновлена эзотерическимим течениями, такими как алхимия, тамплиеризм и розенкрейцерство. Эти символы мы и будем встречать во всех уголках усадьбы Регалейра.

Дворец Регалейра

Пожалуй, это первое, что видит путешественник при входе на ферму. Дворец очень четко выделяется на фоне окружающей природы, создаётся впечатление, будто архитектор применил к зданию фильтр edge detect. Потемневший белый камень, из которого выстроен дворец, смотрится особенно живописно на фоне пышной флоры. Обращает внимание на себя восьмиугольная башня и богатое декоративное оформление, которое выполнил скульптор Хосе де Фонсека. Здесь больше всего заметен стиль мануэлино (португальский ренессанс) с множеством фигурок фантастических животных.

Многие путешественники оставляют посещение дворца на потом, а то и вовсе не уделяют ему внимания. А зря, ведь его интерьеры не менее красивы, чем экстерьер и раскинувшийся рядом парк. Я была близка к тому, чтобы тоже не заходить внутрь: прогулка по парку отнимает много сил. Но в определённый момент мною завладел живой интерес, о чём я ни разу не пожалела. Здесь сохранилась большая часть оригинальной отделки стен. Однако старая библиотека утеряла со временем своё первоначальное убранство.

На первом этаже в дни Карвальо Монтейры располагались столовая, гостиная, гардеробная, бильярдная и спальня. На втором этаже был кабинет и комната домработницы. На третьем — небольшая комната с террасой и помещение для глажки белья. На цокольном этаже находились комнаты для слуг-мужчин, кухня с лифтом для подъёма блюд в обеденный зал и подсобное помещение.

Взгляните на охотничью комнату с камином впечатляющих размеров, который венчает статуя дровосека. Над камином изображены сцены охоты. Через всю комнату проходит тема «цикл жизни» — начиная от венецианского мозаичного пола и заканчивая потолком.

Дизайн восьмиугольной комнаты был вдохновлён монастырём Конвенту-де-Кришту в Томаре.

Потолок бывшего бильярдного зала украшен портретами двадцати королей и четырех королев Португалии, а также гербами Лиссабона, Порту, Коимбры и Браги.

Прогулка по парку

Парк — это отражение микрокосма, и все его уголки пропитаны магией и тайной. Путешествуя здесь, мы проникнемся гармонией небесной и земной сфер, столкнёмся с упоминаниями о легендах и мифах Древней Греции, отсылками к Вергилию, Данте, Камоэнсу, работам мистиков и алхимиков. Это хитросплетение тропинок, спускающихся со склона сквозь деревья и кустарники, на каждом повороте будет удивлять нас новым чудным видом.

Верхний парк представляет собой обширный дикий лес, в то время как нижний облагорожен человеком и богат различными архитектурными сооружениями. Здесь ни одно строение не было воздвигнуто случайно, всё имеет свой смысл и высокое предназначение, а элегантные здания соседствуют с искусственными пещерами и озёрами.

Портал двух стражников представляет собой живописную структуру из двух башенок и беседкой в центре, под которой скрывается один из тоннелей в подземный мир. Вход в тоннель охраняют два тритона, которые, согласно греческой мифологии, выдувают музыку из морской раковины.

Терраса небесных миров с обзорной площадкой расположилась рядом с Порталом двух стражников.

Над гротом Леды возвышается башня Регалейра. По задумке архитектора, она должна создавать для смотрящего иллюзию нахождения на оси мира. И правда, отсюда открывается отличный вид на дворец Пена и Замок мавров.

Нельзя обделить вниманием живописное Плато богов с аллеей, окружённой девятью статуями греческих и римских божеств. Классическая мифология была, несомненно, одним из источников вдохновения для Карвальо Монтейры.

Важное место среди всего ансамбля занимают несколько построек, о которых я хотела бы рассказать более подробно.

Часовня

Часовня Святой Троицы является вторым после дворца грандиозным сооружением на территории Кинта-да-Регалейра. Этот христианский храм по своим размерам довольно небольшой, но богато украшен декоративными деталями с множеством символических элементов. Особенно здесь выделяется фасад с преобладанием готики и мануэлино, на котором можно заметить фигуры святой Терезы Авильской и святого Антония. А над входом красуется горельеф «Благовещение».

Можно увидеть здесь изображения причудливых гарпий с телом птицы и головой чудовища. А на задней части часовни, также в рельефе, — замок с двумя башнями, покоящийся над пламенем и адской глоткой. Это символ триединства: высшего мира, промежуточного духовного и нижнего мира, или ада.

В интерьере главное место занимает мозаика с изображением коронации Марии воскресшим Иисусом.

По правую сторону от алтаря повторяются изображения Терезы Авильской и Антония, но теперь уже в мозаике. А на полу красуется эмблема Ордена Христа — крест в небесной сфере, окруженный пятиконечными звёздами.

Здесь же снова встречаем эмблему масонов: глаз в треугольнике и сиянии лучей, символ великого архитектора Вселенной.

Обратите внимание на прекрасные витражи, благодаря которым проникающий внутрь дневной свет создаёт ощущение фантасмагории.

Колодец Посвящения

Огромная спиральная галерея колодца поддерживается многочисленными колоннами точной работы, отмечающими выверенный ритм лестницы. Капители колонн увенчаны причудливо изогнутыми листьями аканта.

В каждом из девяти лестничных пролётов внимательный турист насчитает ровно 15 ступеней. Эти 9 маршей символизируют спуск к бездне или восхождение к небу — в соответствии с выбранным путём инициации. И также являются прямой отсылкой к гению Данте, подробно описавшему в «Божественной комедии» строение загробного мира, состоящего из 9 кругов ада, чистилища и рая.

Мраморный пол колодца украшен крестом ордена тамплиеров, который вписан, в свою очередь, в восьмиконечную звезду и является геральдической эмблемой Карвальо Монтейру.

Тоннели, колодцы и гроты

Четыре тоннеля из колодца ведут путешественника в гроты и в ещё один колодец сквозь таинственный подземный мир, населённый когда-то летучими мышами. Эти искусственные сооружения, выдолбленные в горном массиве Синтры, являют нам мраморную породу, окрашенную в розоватые и коричневые оттенки. Кое-где в своды тоннелей вкраплён камень, доставленный сюда из прибрежного региона Пениши. Тоннели не являются частью лабиринта, однако несут на себе функциональную нагрузку и соединяют несколько частей этого удивительного мира. В символическом плане тоннели являются путём от тьмы к свету, от смерти к воскрешению. В открытых для туристов тоннелях проведена подсветка, но это не лишило меня ощущения, будто я оказалась в древних и скрытых от глаз человека пещерах.

Помимо колодца Посвящения, здесь есть Несовершенный колодец, чьё название говорит само за себя. При первом взгляде на него создаётся впечатление, будто незадачливый строитель случайно нагромоздил вдоль стен груду камней. Однако за нечётко оформленными оконными проёмами колодца скрывается спиральный пандус — ещё один путь от тьмы к свету.

Одно из ответвлений тоннеля выведет вас к Восточному гроту.

Недалеко от него находится живописный грот Аквариум.

В стене под башней Регалейра в гроте притаилась миниатюрная статуя прекрасной Леды, чьей красотой некогда пленился сам Зевс и навещал её в образе лебедя.

А у самой дальней стены усадьбы, вдалеке от основных сооружений, спрятался грот Девы.

Кроме тоннелей и гротов на территории парка есть озёра, символизирующие глаза земли. Через них обитатели подземного мира наблюдают за жизнью земной.

Такими «глазами земли» в усадьбе являются грот Лабиринта и Озеро с водопадом. К тому же, вода на территории фермы рассматривается и как элемент, ведущий к духовному очищению.

Полезно знать

Время работы:

Источник: https://travelask.ru/portugal/sintra/usadba-kinta-de-regaleyra

История поместья Регалейра / quinta da Regaleira берет начало в 1892 году, когда его приобрел доктор Антониу Аугусто де Карвалью Монтейру (1848-1920) за 25 000 000 долларов. Строительство началось в 1904 году и было завершено в 1910 году, еще в период монархии.

Сегодня Кинта-да-Регалейра принадлежит Городскому совету Синтры и открыта для посещений (правда, поместье не входит в скидочную программу Синтры).

Часы работы

1 апреля — 30 сентября 09.30 — 20.00, последний посетитель — 19.00
1 октября — 31 марта 09.30 — 18.00, последний посетитель — 17.00

Цена билета

Ребенок (до 5 лет) Бесплатно
Молодежь (6 — 17 лет) € 4
Взрослый (18 — 64 лет) 6 €
Пожилые (65 — 79 лет) € 4
Старше 80 лет — Бесплатно
Семейный (до 6 человек) — 18

Скидки

Кинта-да-регалейра входит в Lisboa Card /Лиссабонскую карту, для взрослых и молодежи предоставляется скидка по карте — 20% от стоимости билета.

Как добраться

От вокзала — пешком или на автобусе №435.

Карвалью Монтейру мечтал создать грандиозное пространство, отражающее его увлечения (эзотерика, алхимия, история масонства и тамплиеров), наполненное смыслами и аллюзиями. Карвалью Монтейру решил напомнить о великом прошлом Португалии, поэтому в парке и дворце можно заметить доминирование стиля нео—мануэлино, помимо которого использована готика и классика.

Колодец посвящения

В подземелье с туннелем, который приведет нас к водопаду, можно попасть через колодец, стены которого украшены арками с резными колоннами, вдоль которых уходит вниз винтовая лестница из девяти пролетов.
9 пролетов, разделенные на 15 ступеней каждый — это аллюзия на «Божественную Комедию» Данте (в которой описано такое количество кругов ада, рая и чистилища).
Внизу колодца встроена мраморная роза ветров на кресте тамплиеров, то есть геральдическая эмблема Карвалью Монтейру.

Название колодца намекает, что он использовался в ритуалах посвящения в масонство.

Колодец соединен несколькими галереями или туннелями с другими точками Кинты.

Туннель

Водопад и вход (выход) в туннель

Часовня Святой Троицы
Великолепный фасад в стиле неоготики и нео-мануэлино, Санта Тереза ​​д’Авила и Санту Антонио.

В середине, на вершине входной группы представлена ​​Мистерия Благовещения — ангел Гавриил спускается на землю, чтобы рассказать Марии, что она родит ребенка от Господа.

В интерьере на главный алтарь, мозаичные панно, витражное окно с изображением чуда Богоматери.

Главное здание поместья украшает восьмиугольная башня. В интерьерах — чудесная мозаика

Деревянные резные потолки

Мраморные камины

Веранда

Пещера Леды

Аллея богов
Аллея богов состоит из 9 статуй греко-римских богов. При создании садов Регалейры Карвалью Монтейру вдохновлялся, прежде всего, классической мифологией.

Что посмотреть в Португалии узнаем из материала Достопримечательности и чудеса Португалии

Источник: https://4trek.ru/kinta-da-regaleyra.html

Исторические сведения

Вилла Регалейра в Португалии имеет интересную историю, начавшуюся с 1697 года. Именно в это время Жозе Лейту купил обширный участок земли на краю Синтры, где сейчас и располагается столь прославленное поместье.

В 1715 году этот участок на городских торгах купил Франшиску Алберту де Кастр. Он планировал провести водопроводную сеть, с помощью которой можно было бы снабжать водой город.

Владельцы усадьбы меняются ещё очень много раз, а в 1840 году она перешла во владение дочери богатого торговца из Порту, получившей титул баронессы Регалейра. Именно в честь неё ферма получила своё название. По предположениям историков, именно в это время было начато строительство усадьбы.

Антонио Монтейра

Тем не менее, все масштабные строительные работы в поместье Кинта-да-Регалейра происходили уже при следующем владельце этой земли. Им был португальский миллионер и меценат Антонио Агусту Карвальо Монтейра. Предприниматель купил усадьбу в 1892 году. А большая часть построек была возведена в1904-1910 гг при содействии архитектора из Италии Луиджи Манини.

В XX веке усадьба Регалейра в Синтре поменяла ещё нескольких хозяев, а в 1997 году её выкупил муниципалитет города. После проведения реконструкции усадьба стала достопримечательностью, открытой для посещения туристами.

Дворец – именно он открывается взору туристов сразу от входа на территорию комплекса. Среди окружающей природы особенно эффектно выглядит потемневший от времени белоснежный камень, из которого сооружён замок Регалейра.

Архтектура дворца

Как и для многих других строений в Португалии, для дворца Кинта-да-Регалейра характерно смешение разных стилей. В архитектуре виллы Регалейра (фото замка отчётливо это демонстрируют) видны романский и готический стили, присутствуют элементы ренессанса и мануэлино (португальский ренессанс). Четырёхэтажный дворец имеет роскошно декорированный фасад: его украшают готические башенки, горгульи, капители, разнообразные фигурки фантастических животных. Богатое декоративное оформление этого потрясающего сооружения – дело рук скульптура Хосе де Фонеска.

Интерьер виллы

На первом этаже дворца находились хозяйская спальня, гардеробное помещение, гостиная, а также охотничья комната и зал Королей. После революции 1910 года в Португалии и упразднения монархии, в зале Королей Монтейру хранил трон, не переставая верить в возвращение короля. В этом же зале, как можно понять из сохранившейся люстры, была обустроена бильярдная.

Охотничья комната

Охотничья комната использовалась владельцами виллы в качестве столовой. В этом помещении выложен огромный камин, увенчанный статуей юноши с гончими. Камин, стены, потолок – всё здесь украшено изображениями охотничьих сценок, фигурами животных.

Второй этаж дворца Кинта-да-Регалейра был отведен под личные комнаты членов семьи Монтейру.

Библиотека

На третьем этаже была обустроена библиотека с очень богатой подборкой книг и коллекцией музыкальных инструментов. Также была оборудована комната алхимика – маленькое помещение, из которого был выход на террасу.

Что сохранилось от помещений Кинта-да-Регалейры сейчас? Окна наглухо забиты и занавешены тёмной тканью, все книги наследники распродали (подборка томов Камоенса находится в Вашингтоне, в библиотеке Конгресса). Что произошло с алхимической лабораторией и находящимся в ней оборудованием, никому не известно. Сейчас лаборатория закрыта для публики, и лишь с крыши замка Регалейра удаётся посмотреть на террасу и расположенные там скульптуры мифических существ.

Подвал дворца Кинта-да-Регалейра содержал в себе спальни слуг, складские комнаты, кухню и лифт для доставки еды в столовую.

Парк, гроты, тоннели

Парк Кинта-да-Регалейра

На территории комплекса есть уникальный многоярусный парк, верхние участки которого – это неухоженные лесные заросли, а нижние – облагороженная человеком зона. По соседству с озёрами, пещерами и подземными ходами, в парке располагаются башни, альтанки, вдоль ровных дорожек установлены лавочки. Есть здесь и аллея, где размещены классические скульптуры, изображающие богов — Вулкана, Гермеса, Диониса и других.

В этой части сада Кинта-да-Регалейра скрыто немало символов, имеющих отношение к разным религиям и религиозным обрядам, алхимии, масонству, тамплиерам и розенкрейцерам, а также известным мировым произведениям (например, к «Божественной комедии»).

Перевернутая башня

Самый загадочный объект, благодаря которому многие называют Кинта-да-Регалейра португальским чудом, – это колодец Посвящения или Перевёрнутая Башня глубиной 30 метров. Окружающая этот спуск спиральная галерея имеет в своём составе 9 уровней, в каждом из которых 15 ступенек. Эти уровни являются символами ада и рая, о которых писал Данте.

Колодезное дно украшает герб Монтейру – крест тамплиеров, помещённый внутри звезды. На стенке высечено изображение треугольника, признанного знаком масонов. Предполагают, что в Перевёрнутой Башне посвящали в масоны, хотя документальных свидетельств так и не нашли.

Подземный тоннель

С колодезного дна проложены четыре тоннеля – они тянутся к гротам и к ещё одному колодцу. Эти тоннели вырублены в каменном массиве, их стенки имеют коричневые и розовые тона – цвет мрамора. В некоторых местах их своды содержат вкрапления камня, привезённого из прибрежной области Пениши. Все они выполняют определённую функциональную задачу: символизируют путь от мрака к свету, от смерти к воскрешению, они словно объединяют разные составляющие диковинного мира. Тоннели, доступные для посещения, оснащены подсветкой.

На территории комплекса есть ещё один колодец, который называется Несовершенным. Стоит взглянуть на него, как сразу же можно сделать вывод: неумелый строитель в беспорядочном порядке сложил у стены кучу камней. Но за «неуклюжими» окнами колодца скрыт спиральный пандус, являющийся ещё одной дорогой от мрака к свету.

«Портал двух стражников»

Портал двух стражников – интереснейшее сооружение, состоящее из двух башен и беседки между ними. Под этой беседкой скрыт тоннель в подземный мир, а вход в него стерегут тритоны. Неподалёку от Портала можно увидеть уникальную Террасу небесных миров, где обустроена просторная площадка – с неё можно обозревать дворец, парк и большую часть его построек, озёр, водопадов.

Часовня в парке Кинта-да-Регалейра

В Кинта-да-Регалейра в Синтре есть одно небольшое сооружение, располагающееся напротив замка и выполненное в одной с ним стилистике. Над входом в часовню помещён горельеф «Благовещение». Заднюю стену часовни украшает рельефное изображение замка, который стоит над пламенем ада – он является символом триединства между высшим миром, промежуточным духовным миром и адом.

Интерьер часовни

В интерьере часовни особого внимания заслуживает мозаика. На ней изображена коронация Марии воскреснувшим Иисусом, а справа от алтаря – образы святых Терезы Авильской и Антония Падуанского. Пол часовни украшают выложенные плиткой эмблема Ордена Христа и изображение армиллярной сферы (один из основных символов герба Португалии).

Озеро в парке

Во время осмотра парка может показаться, что находящиеся здесь причудливые гроты и озёра созданы природой. Это не так: все они были созданы людьми, а камни для их строительства завозили с побережья Португалии. Что касается озёр, то два искусственных водоёма сделаны так, будто они – естественная часть утёса. К сожалению, сейчас этот интереснейший объект пребывает в состоянии консервации. В здешнем парке даже растительность подобрана не просто так: Монтейр собрал растения, упоминавшееся в книгах Камоэнс.

Удобней всего до усадьбы добираться из Лиссабона. В Кинта-да-Регалейра (Португалия), находящуюся в городе Синтра, из столицы страны доехать не проблема. Есть 2 варианта.

На поезде

Пригородные электрички, которые следуют до Синтры, из Лиссабона отправляются с периодичностью в 10 мин. Место посадки можно выбрать, какое вам удобно — станций Oriente, Rossio и Entrecampos. Стоимость проездного билета 2.20€, а время в пути – около 45 минут. От железнодорожного вокзала в Синтре к усадьбе можно попасть так:

  • за 25 минут дойти пешком – путь совсем несложный, дорога проходит по живописному склону холма с реликтовыми лесами;
  • проехать 1,3 км на такси;
  • сесть на автобус 435.Стоимость проезда в один конец – 1€, туда-обратно -2,5€.

На машине

На автомобиле до Кинта-да-Регалейра в Синтре из столицы Португалии нужно ехать по трассе A37 до Мафры, а оттуда по трассе N9. Время в пути – около 40 минут.

Обратите внимание, что в городе есть еще несколько дворцов, в которых есть, что посмотреть. В одном из них долгое время проживала королевская семья — это Национальный дворец Синтры.

Сравните цены на проживание с помощью данной формы

Время работы и стоимость посещения

Адрес расположения комплекса Кинта-да-Регалейра: R. Barbosa do Bocage 5, Синтра. С апреля до конца сентября он открыт для осмотра ежедневно с 9:30 до 20:00 (на вход- до 19:00), с октября до конца марта — с 9:30 до 19:00 (вход — до 18:00).

Учтите, что в Синтре всегда более прохладно, чем в Лиссабоне. Перед поездкой обязательно посмотрите прогноз погоды, чтобы быть готовым к дождям и туманам, которые в этой местности – явление довольно частое.

Вход на территорию дворцово-паркового комплекса Кинта-да-Регалейра для детей до 5 лет абсолютно бесплатный.

Для подростков в возрасте 6-17 лет стоимость билета составляет 4 EUR, столько же нужно будет заплатить и пенсионерам.

Билет для взрослых стоит 6 EUR.

Что еще нужно знать?

Фасад дворца Кинта-да-регалейра

При входе на территорию Кинта-да-Регалейра в Синтре посетителям бесплатно вручают карту усадьбы – особенно она нужна в том случае, если вы намерены совершить самостоятельную экскурсию. Учтите, что на прогулку и осмотр потребуется как минимум 3 часа: здесь обширная территория, сказочной красоты замок, большое количество подземных гротов. Гулять по усадьбе очень интересно, можно лазить по башням, делать интересные фотографии.

Но самостоятельно бывает очень сложно разобраться со значением различной символики, а ведь её здесь очень много: символы масонства, мистические знаки алхимии и древних религий. Именно поэтому предпочтительнее посещать Кинта-да-Регалейра с экскурсоводом. Посещение и обзор усадьбы – это обязательная программа любой экскурсии по Синтре.

Елизавета Батори

Источник: https://kuku.travel/country/portugaliya/point-of-interest-denmark/kinta-da-regalejra-portugalskoe-chudo/

Кинта да регалейра

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх