Женский журнал

Гетеры кто такие

hist_etnol

А впоследствии стала второй женой царя Египта Птолемея Первого, от которого родила двоих детей – дочь Эйрену и сына Леонтиска.

О ней почти нет упоминаний и в летописях. Словно само провидение позаботилось о том, чтобы об этой гетере не осталось никакой памяти. И всё же о ней знают, её помнят, а всё — благодаря её крайне эксцентричному и, одновременно, патриотичному поступку… Так кто же она – Таис Афинская и что она натворила?

…Птолемей не мог оторвать взгляда от незнакомки, как богиня возникшей из пены и шума моря. Медное лицо, серые глаза и иссиня-черные волосы — совсем необыкновенный для афинянки облик поразил Птолемея. Позднее он понял, что медноцветный загар девушки позволил ей не бояться солнца, так пугавшего афинских модниц. Афинянки загорали слишком густо, становясь похожими на лилово-бронзовых эфиопок, и потому избегали быть на воздухе неприкрытыми.

А эта — меднотелая, будто Цирцея или одна из легендарных дочерей Миноса с солнечной кровью, и стоит перед ним с достоинством жрицы. Нет, не богиня, конечно, и не жрица эта невысокая, совсем юная девушка. В Аттике, как и во всей Элладе, жрицы выбираются из самых рослых светловолосых красавиц. Но откуда ее спокойная уверенность и отточенность движений, словно она в храме, а не на пустом берегу, нагая перед ним, будто тоже оставила всю свою одежду на дальнем мысу Фоонта?

Хариты, наделявшие женщин магической привлекательностью, воплощались в девушках небольшого роста, но они составляли вечно неразлучное трио, а здесь была одна!

Так начинается книга Ивана Ефремова «Таис Афинская», благодаря которой уже не одно поколение российских подростков и взрослых узнало об этой великой женщине, действительно жившей в Афинах. Но Ефремов воспел не столько красоту гетеры, а сколько её мудрость и отвагу.

Так же как гейши в Японии, в VII — IV веках до нашей эры в Греции гетеры были не просто женщинами для услаждения тела. Они получали прекрасное образование, занимались спортом, ездили верхом, могли играть на различных музыкальных инструментах и танцевать, развлекая своего покровителя, а могли наравне с мужчинами вести философские беседы и спорить о политике.

Мудрая гетера никогда не унижала своего мужчину, показывая своё превосходство, а напротив умело обыгрывала собственные слабости и несовершенства, превращая их в милые пикантности, приводящие мужчину в восторг, пробуждающие в нём завоевателя и стремление опекать возлюбленную. Она не утомляла без толку разговорами, не позволяла себе грубости по отношению к своему любимому, не спорила, не перечила. Вот у кого следовало бы поучиться иным современным женщинам. Физическое наслаждение и интеллектуальная гармония – вот что ожидало мужчину, пришедшего во владения гетеры.

Не удивительно, что социальный статус гетер на протяжении веков был очень высок, они становились верными подругами величайших умов Греции, музами для поэтов, певцов, скульпторов и художников, и не имели ничего общего с проститутками(«порнайи»). Более того, гетера могла отказать любому мужчине в физической близости, если он ей не нравился. В Афинах даже была такая доска — Керамик, на которой мужчины писали гетерам предложения о свидании. Если гетера была согласна, то она под предложением подписывала час свидания. Если нет — никто не имел права принудить её.

Вот такой гетерой и была Таис. От своих современниц она выгодно отличалась внешностью, а её гордый характер, бойкий ум позволяли стоять на уровне с достойнейшими мужами, что не мог не заметить сам царь Македонии – Александр. Став возлюбленной царя и военачальника, Таис сопровождала его даже в военных походах. Именно во время одного из них, закончившегося полным разгромом персов и захватом царского дворца в Персеполе, Таис и совершила то, о чём с упоением писали многие историки.

Особенно красочно описывают его Диодор Сицилийский и Плутарх. Согласно их записям, в павший под натиском македонской армии Персеполь Таис въехала на колеснице. Обнажив своё прекрасное тело, прикрытое лишь драгоценными украшениями, ничуть не смущаясь множества солдат, приветствовавших её криками, она гордо проехала по двору, была мила и весела на царском пиру, а, дождавшись, когда все присутствующие изрядно выпили, вдруг схватила факел и стала призывать царя и его солдат сжечь дворец.

Подвыпившие и разгорячённые мужчины без лишних слов исполнили её желание. Жемчужина персидской культуры, удивительный архитектурный комплекс – был сожжён до тла и разрушен….Этот её поступок можно было бы осуждать, не зная предыстории, но у Таис действительно были причины отомстить персидским «варварам»: совсем недавно её семья вынуждена была бежать от персидских войск, а вернувшись обратно в Афины, ужаснуться обугленным руинам, в которые превратился великолепный мраморный город. Эта обида глубоко запала в сердце афинянки и она не могла отказать себе в удовольствии отомстить Ксерксу.

Дворец в Персеполе. Археологическая реконструкция.

«– И пусть люди говорят, что женщины, сопровождающие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота! – потрясая горящим факелом, закончила свою речь воинственная гетера. …И слова её потонули в громком гуле одобрения и рукоплесканий.»(с)

Это событие, ставшее самой яркой главой в истории Таис, гетеры из Афин, лишний раз доказывает, сколь велика власть женщины в этом мире. Мудрая женщина может добиться исполнения любого своего желания, яркая – вдохновить на поступки и творческие порывы, а страстная и отважная — повести за собой на любые подвиги и свершения. А если всё это соединить?…

Источник: https://hist-etnol.livejournal.com/6634677.html

Гетера

Не следует путать с Геттером. «Гетера Фрина перед ареопагом», Картина Ж.-Л. Жерома, 1861 год, Кунстхалле, Гамбург.

Гете́ра (от греч. ἑταίρα — подруга, спутница) — в Древней Греции женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни, публичная женщина, куртизанка.

Первоначально главным образом из рабынь, позже также свободные женщины. Известные гетеры были, как правило, хорошо образованы. Первоначально термин относился к древнегреческому социальному явлению, позже в переносном смысле распространился на другие культуры. В Древней Греции термин применяли к образованной незамужней женщине, ведшей свободный и независимый образ жизни. Некоторые из них играли значительную роль в общественной жизни. В своих домах гетеры устраивали встречи многим выдающимся древнегреческим политическим деятелям, поэтам, скульпторам и т. д. Как правило, гетера находилась на содержании у богатого покровителя. За их благосклонность платили большие деньги. Сохранились каменные плиты, на которых мужчины высекали цену, предлагаемую той или иной гетере. Но это не было проституцией в традиционном понимании, так как гетеры жили половой жизнью только с теми покровителями, которых любили. Параллельно с ними существовали и проститутки. Древнегреческий оратор и политический деятель Демосфен говорил, что уважающий себя грек имеет трёх женщин: жену — для продолжения рода, рабыню — для чувственных утех и гетеру — для душевного комфорта. Гетера могла выходить замуж. Так, знаменитая гетера Аспасия, известная умом, образованностью и красотой, стала женой известного военачальника Перикла. Гетеру, как правило, воспитывала хозяйка из своей рабыни, она обучала её и отпускала на волю или отдавала достойному покровителю.

Древнегреческие гетеры

В VII — IV веках до нашей эры в Греции существовали женщины, по функциям во многом подобные гейшам Японии, но при этом ещё и способные снимать сексуальное напряжение мужчины. Гетеры были женщинами выдающегося образования и способностей, достойными подругами величайших умов и деятелей искусства того времени. Социальный статус гетер был достаточно высок. Так, Ф. Энгельс указывал: «Спартанские женщины и лучшая часть афинских гетер были в Греции единственными женщинами, о которых древние говорят с уважением и высказывания которых они признают заслуживающими упоминания».

Гетеры развлекали, утешали и образовывали мужчин. Гетеры не обязательно торговали телом, а скорее щедро обогащали знаниями. Хотя Лукиан Самосатский, известный писатель древности, пошло осмеивал многие древние обычаи и выставлял гетер как вульгарных блудниц, гетера могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился.

В Афинах существовала специальная доска — Керамик (по некоторым сведениям, стена с предложениями), где мужчины писали гетерам предложения о свидании. Если гетера была согласна, то она под предложением подписывала час свидания.

Знаменитые гетеры Древней Греции

Бюст Аспасии, Ватиканские музеиГ. Семирадский. Сократ застает своего ученика Алкивиада у гетерыАлександр Македонский с гетерами в захваченном Персеполе. Таис призывает царя предать дворец огню. Рисунок Г. Симони

  • Археанасса — подруга философа Платона
  • Аспасия — на которой, несмотря на её профессию, женился глава Афин Перикл
  • Белистиха — гетера фараона Птолемея II, которой в Египте воздавались божественные почести
  • Вакхида — верная любовница оратора Гиперида, была известна своим бескорыстием и добротой
  • Герпилида — любовница философа Аристотеля и мать его сына
  • Гликерия — сожительница комедиографа Менандра
  • Гнатена — замечательная своим умом и красноречием, долго была тиранической любовницей поэта Дифила
  • Кампаспа (Филлида) — оседлавшая Аристотеля
  • Клеонисса — написала несколько, не дошедших, впрочем, до нас, работ по философии
  • Лагиска — возлюбленная ритора Исократа и оратора Демосфена
  • Лаида Коринфская (Lais of Corinth) — объект страсти философа Аристиппа
  • Лаида Сицилийская (Lais of Hyccara) — предполагаемая натурщица художника Апеллеса, убитая в храме Афродиты
  • Ламия Афинская — ставшая любовницей Деметрия Полиоркета в 306 до н. э., развлекавшая его также игрой на флейте.
  • Летала — любовница Ламалиона
  • Леэна (Leaina) — откусила себе язык, чтобы не выдать заговор Гармодия и Аристогитона, за это ей была воздвигнута статуя
  • Леэна Афинская — любовница Деметрия Полиоркета
  • Мания — её называли пчёлкой за необыкновенно тонкую талию
  • Мегалострата — муза поэта Алкмана
  • Менатеира — подруга оратора Лисия
  • Мильто — которую называли восточной Аспазией, родилась в Фокиде и отличалась в такой же мере красотой, как и скромностью
  • Неэра (Neaira) — против которой выступал в суде Демосфен, его речь — важный источник сведений о сексуальной жизни в античной Греции
  • Никарета — основательница знаменитой школы гетер в Коринфе
  • Пигарета — была любовницей знаменитого философа Стильпона из Мегары. Сама отличный математик, она питала особую склонность ко всем, занимающимся этой наукой
  • Питиониса — знаменита царской роскошью, которой окружил её Гарпал, представитель Александра в Вавилоне
  • Сапфо — поэтесса, окончила школу гетер, но по профессии не работала
  • Таис Афинская — возлюбленная Александра Македонского и супруга фараона Птолемея I Сотера
  • Таргелия — отказалась предать свою родину персидскому царю Ксерксу I. Она была любовницей чуть ли не всех греческих полководцев и, как пишет Плутарх, стала благодаря своему уму и красоте царицей Фессалии
  • Теодетта — нежно любила блестящего афинского полководца Алкивиада и благоговейно воздала ему погребальные почести
  • Филлида — древнегреческая гетера, известная своим знакомством с Александром Македонским и Аристотелем.
  • Фрина — натурщица скульптора Праксителя, позировавшая для статуи Афродиты. Из-за особой профессии модели скульптор был вызван в суд по вопросу предполагаемого оскорбления божества. Пракситель сдёрнул с Фрины покрывало, и суд, увидев божественную красоту её тела, снял обвинение
  • Элефантида — автор руководств эротического свойства

Гетеры Древнего Рима

  • Лесбия — у Катулла (профессиональная принадлежность предполагается)
  • Кинтия — у Проперция

Гетеры Византии

  • Императрица Феодора (предположительно, не доказано).

Гетеры кто такие

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх