Женский журнал

Богиня знаний и мудрости

10 учёных, которые доказали (?), что Бог существует

Культура

И верующие, и атеисты постоянно ждут чётких доказательств, которые подтвердят или опровергнут существование Бога.

Ниже представлен список теорий и исследований, проведённых учёными из разных областей, которые работали для того, чтобы доказать существование Бога, Рая и Ада.

Они приводят реальные факты или всё же домысливают многие вещи? Решать вам!

1. Учёный, который «вырыл» дорогу в ад в Сибири и записал крики проклятых душ (1989 год)

Что было на самом деле:

Советский Союз просверлил в земле глубокое отверстие — Кольская сверхглубокая скважина (12 262 метра). Находится скважина на Кольском полуострове. После ее завершения были обнаружены довольно интересные геологические аномалии, но как оказалось, в них не было ничего необычного и тем более сверхъестественного.

Что говорит легенда:

Согласно легенде, в 1989 году группа российских учёных, которая работала под руководством доктора Азакова, просверлила отверстие почти на 15 километров глубину в безымянном месте в Сибири, когда наткнулась на бездонную полость.

Заинтригованные неожиданной находкой, они опустили в дыру теплостойкий микрофон вместе с другим сенсорным оборудованием. Как утверждают эксперты, им удалось записать, а затем услышать истерзанные крики отчаявшихся людей.

Вторым сюрпризом стала невероятно высокая температура, обнаруженная ими в центре Земли (более 1000 градусов по Цельсию). В итоге они пришли к выводу, что открыли дорогу в ад.

Этот рассказ впервые был опубликован в 1990 году в финской газете Ammennusatia, издаваемой группой христиан из города Левасжоки (Leväsjoki), который находится в Западной Финляндии.

Вскоре история была подхвачена многочисленными американскими и европейскими СМИ, а звуковые файлы предполагаемых страдальцев заполонили весь интернет. Сразу же Trinity Broadcasting Network (TNB) начали обсуждать звуковую дорожку на всех своих евангельских каналах, говоря о том, что это является окончательным свидетельством того, что ад существует.

Ученые математически «доказали», что Бог существует

Норвежский учитель Эйдж Рендален (Age Rendalen) слышал историю TNB во время визита в США. Испытывая жуткое отвращение к массовому легковерию, он решил «сгустить краски» сказки, рассказываемой каналами.

Рендален написал в сети, что он первоначально не верил в эту сказку, но по возвращению в Норвегию, он якобы прочёл «фактический» отчёт по данной истории. Согласно Рендалену, хорошо было слышно на записи не только голоса проклятых душ, но также из дыры вылетали призраки летучих мышей, оставляя за собой неизгладимый след на российском небе.

Чтобы увековечить свою выдумку, Рендален намеренно неправильно перевёл обычную норвежскую статью о местном сооружении и предоставил её, а также английский «перевод» TNB.

Рендален включил в статью свои реальные данные, номер телефона и адрес, а также оставил контактную информацию одного знакомого пастора, который согласился подыграть ему в случае, если кому-то захочется проверить и позвонить, чтобы расспросить обо всём лично.

5 аргументов за и против существования Бога

К сожалению, TNB опубликовала историю без контактной информации Рендалена и калифорнийского пастора, а саму выдуманную историю «Добро пожаловать в ад и мистификацию» стали крутить по радио, телевидении и публиковать во всех газетах.

На самом деле реальность такова, что советские учёные, по сути, просверлили отверстие, глубиной почти 15 км в сверхглубокой Кольской скважине, расположенной не в Сибири, а на Кольском полуострове, который граничит с Норвегией и Финляндией.

После завершения работ на скважине были обнаружены некоторые интересные геологические аномалии, но они не свидетельствовали о каких-либо сверхъестественных встречах. Температура на глубине достигала 180 градусов по Цельсию, поэтому дальнейшее бурение было остановлено в связи с дороговизной процедуры.

Как позже выяснилось, используемая запись с якобы голосами истерзанных душ, была всего лишь ремиксом части саундтрека к фильму 1972 года «Кровь Барона» с добавлением эффектов.

Самое интересное то, что сегодня вы можете купить копию «звуков ада» за 12,99 долларов.

Существует ли Бог?

2) Невролог, который утверждал, что Рай существует после того, как неделю провёл в коме (2008 год)

В 2008 году Эбен Александр III (Eben Alexander III) перенёс очень серьёзную недельную кому, которая была вызвана инфекцией менингита. Сканирование мозга показало, что вся кора, окружающая мозг в районе, отвечающем за сознание, мышление, память и понимание, не функционировала.

Врачи давали ему очень мало шансов, и сказали его семье, что даже если Эбен и выживет, то его мозг, вероятно, останется поврежденным до конца его жизни. Несмотря на все перенесённые трудности, Эбен проснулся спустя ровно неделю.

Находясь в глубокой коме, мозг был поражен настолько сильно, что работали лишь самые примитивные его районы. После пробуждения мужчина утверждал, что испытал нечто экстраординарное: он путешествовал на небеса.

В своей автобиографической книге «Доказательства существования рая: путешествие нейрохирурга в загробную жизнь» (Proof of Heaven: A Neurosurgeon’s Journey into the Afterlife) он рассказывает о том, как покинул свое тело и перенёс клиническую смерть.

Александр утверждает, что после смерти нас ожидает целая вечность совершенного блеска, в «комплекте» с ангелами, облаками умершими родственниками.

К 3 июля 2013 года книга пробыла в списке бестселлеров Нью-Йорк Таймс в течение 35 недель.

В широкомасштабном расследовании истории невролога Александра, основываясь на его медицинское образование, журнал Esquire сообщил в своём номере за август 2013 года, что до публикации книги, невролог был отстранён от врачебной деятельности из-за халатности, а также из-за принадлежности его к участию, по крайней мере, в двух процедурах по прикрытию медицинской ошибки.

Специалисты журнала также говорили о том, что нашли расхождения в книге Александра. Среди несоответствий, в частности, выделяется то, что Александр пишет будто «впал в кому в результате тяжёлой формы бактериального менингита, при этом мозговая деятельность была приостановлена».

Одновременно с этим, врач, который наблюдал его во время комы, утверждает, что кома была индуцирована медицинским способом, и пациент находился частично в сознании, однако, при этом, его сопровождали галлюцинации.

Книга Александра и рекламная кампания в её поддержку были раскритикованы учёными, в том числе и нейробиологом Сэмом Харрисом (Sam Harris), который назвал работу Александра «тревожно ненаучной» и подчеркнул, что представленных автором доказательств не только недостаточно, они также говорят о том, что автору мало что известно о работе мозга.

В ноябре 2012 года Александр ответил критикам, выпустив вторую статью, в которой он пересказывал слова врачей, которые делали ему все анализы мозга. «Не проводилось ничего такого, из-за чего любая из функций, в том числе зрение, слух, эмоции, память, язык или логика, могла быть повреждена».

Правда или ложь? Каждый решает для себя сам.

Доказательства существования Бога

3) Студент факультета химии, который продемонстрировал, что рай и ад существуют

Согласно городской легенде, следующая история началась с ответа, который был получен от студента Вашингтонского университета химии.

Ответ был настолько глубоким, что профессор решил поделиться им со своими коллегами посредством интернета, поэтому у нас есть возможность узнать его.

А вот и сам вопрос: Является ли ад экзотермическим местом (то есть отдаёт тепло) или эндотермическим (то есть поглощает тепло)?

Большинство студентов ответили на поставленный вопрос, используя закон Бойля (газ охлаждается при расширении и нагревается при сжатии).

Однако, один из студентов вот как подошёл к ответу:

Во-первых, мы должны понимать насколько масса Ада изменяется со временем. То есть мы должны иметь представление о том, с какой скоростью души движутся в Ад и с какой скорости они его покидают.

Я полагаю, что вполне резонно предположить, что если душа уже попала в Ад, то вряд ли она его покидает. Что касается того, сколько именно душ попадает в Ад, то здесь стоит посмотреть на различные религии, существующие сегодня в мире.

Чем старше человек, тем сильнее его вера в Бога

Большинство из них утверждает, что если вы не исповедуете именно эту, определённую религию, то вы, несомненно, попадёте в Ад. Поскольку религий на сегодняшний день существует очень много, можно с уверенностью утверждать, что все души попадают в Ад.

Учитывая уровень рождаемости и смертности во всём мире, можно предположить, что число душ, находящихся в Аду, растёт экспоненциально (то есть происходит увеличение величины прямо пропорционально значению самой величины).

Теперь мы смотрим на скорость изменения объёмов Ада, потому что закон Бойля утверждает, что для поддержания одинаковых температуры и давления в Аду, объём должен расширяться прямо пропорционально добавлению душ. При этом возможны два варианты развития событий.

1. Если Ад расширяется медленнее, чем растёт число пребывающих душ, то температура и давление там будут расти непропорционально, поэтому настанет день, когда Ад «развалится».

2. Если Ад увеличивается в размерах со скоростью, превышающей объём поступающих душ, то температура и давление упадут, и Ад замёрзнет.

Так где же истина?

Если принимать во внимание постулат, который я услышал от своей коллеги Терезы на первом курсе («Ад замёрзнет, если я пересплю с тобой»), а также учесть, что прошлую ночь я провёл именно с ней, то из предложенных мною пунктов второй является истиной.

Таким образом, я уверен, что ад уже замёрз.

Следствием этой теории является тот факт, что, так как Ад уже замёрз, значит больше души туда не попадают, а, следовательно, остаётся только Рай, что и доказывает существование божественного существа. Это объясняет, почему вчера вечером Тереза очень долго кричала: «О, мой Бог!»

По понятным причинам студент получил высшую оценку.

4) Профессор медицины, который утверждал, что нашёл скульптуру Бога (1725 год)

В 1725 году профессор Адам Берингер (Adam Beringer), декан факультета медицины в университете Вюрцбурга, нашёл в районе немецкой горы Эйбельштадт (Eibelstadt) множество высеченных в известняке фигурок ящериц, лягушек, пауков, птиц с лицом рыб, солнца и звёзд.

Некоторые из них были подписаны, к примеру, еврейское имя Бога на латыни, арабском и иврите. Эти высеченные в камне фигуры, по его мнению, были созданы самим Богом, когда он экспериментировал с видами жизни, планируя мироздание.

Самые религиозные страны мира

Берингер также наряду с главным своим объяснением предположил несколько возможных других интерпретаций, среди которых фигурировала и версия об отпечатках умерших животных (ископаемых). Однако, большинство из них всё же, по мнению профессора, были «капризными измышлениями Бога».

Он также рассматривал версию, что эти рисунки принадлежали доисторическим язычникам, но правильнее было бы исключить этот вариант, потому как язычники не знали имя Бога.

На самом деле он стал жертвой обмана, совершённого его коллегами экс — иезуитами Игнатсом Родериком (Ignatz Roderick), профессором географии и математики и Иоганном Георгом фон Экхарт (Johann Georg von Eckhart), тайным советником и библиотекарем.

Докопавшись до правды, Берингер подал в суд на обманщиков, затем последовал скандал, после которого все трое потеряли свой авторитет.

Некоторые ископаемые животные, обнаруженные тогда Берингером, хранятся сегодня в музее Оксфордского университета.

5) Пари Паскаля: Бог существует или нет? Вы должны решить (17 век)

Пари Паскаля – это догма в апологетической философии, которая была разработана французским математиком 17 века, физиком и философом Блезом Паскалем (1623 – 1622).

Догма утверждает, что на протяжении всей своей жизни человечество спорит на тему существования Бога.

Если Бог существует, то с учётом бесконечной прибыли или убытков, связанных с верой в Бога или с неверием, разумный человек должен жить так, будто Бог существует, искать его и верить.

Если Бог на самом деле не существует, то такой человек будет иметь лишь конечную потерю (некоторого удовольствия, роскоши и т.д.).

В философии используется следующая логика:

1. Бог либо есть, либо Его нет;

2. В игре, в которую мы все играем, всегда будет выпадать орёл или решка;

3. По понятным причинам вы не в состоянии доказать ни одно из вышесказанных утверждений;

4. Вы должны что-либо выбрать для себя (это не опционально);

5. Давайте взвесим все выгоды и потери, если предположить, что Бог есть. Оценим эти две возможности выбора. Если вы выиграйте, вы получаете всё, если проиграете, то вы ничего не теряете.

Исторически сложилось так, что пари Паскаля было новаторским, потому как он наметил новые области изучения в теории вероятностей, отметив первое официальное использование теории принятия решений, а также появление ожидаемых тем в будущей философии, таких как экзистенциализм, прагматизм и волюнтаризм.

6) Формула Эйлера для объяснения существования Бога (18 век)

Леонард Эйлер (Leonhard Euler) (1707 – 1783) был одним из первых швейцарских математиков и физиков, который сделал важные открытия в таких областях, как бесконечно малые исчисления и теория графов.

Эйлер также создал большую часть современной математической терминологии и обозначений в математическом анализе, таких как, к примеру, понятие математической функции. Он известен своими работами в механике, гидродинамике, оптике и астрономии. Большую часть своей жизни он прожил в Санкт-Петербурге и в Берлине.

Многое из того, что известно о религиозных верованиях Эйлера можно вывести из его писем к немецкой принцессе, а также из его ранних работ, которые показывают, что он был набожным христианином, верившем, что Библия была написана под божественным вдохновением.

Более того, он приводил аргументы в пользу божественного вдохновения Писания.

Существует известная легенда, вдохновленная эйлеровскими аргументами. Французский философ Дени Дидро по приглашению Екатерины Великой нанёс России визит. Однако, императрица была крайне встревожена тем, что аргументы философа атеиста могут подействовать на её ближайших подданных.

Вера в Бога связана с наличием шестого чувства

Так, Эйлера попросили, чтобы он противостоял умному французу. Дидро был проинформирован о том, что математик вывел формулу, доказывающую существование Бога, и он согласился изучить её доказательство.

Когда пришло время Эйлера рассказать о своей формуле, он выдал: «Сэр, (a+b) в n-ой степени, поделённое на n = x, следовательно, Бог есть. Теперь Ваша очередь!»

Дидро, для которого, как утверждает история, математика была сродни китайской грамоте, остался ошарашенным и тут же покинул место встречи. Будучи в крайне смущённом положении, он попросил императрицу позволить ему покинуть страну, на что последняя любезно согласилась.

Эйлер был изображён на шестой серии швейцарских 10-франковых банкнотах, а также на многочисленных швейцарских, немецких и российских почтовых марках. Астероид, упавший на Землю в 2002 году был также назван в его честь.

В его честь в лютеранской церкви даже был создан праздник, который отмечается 24 мая. Он был очень набожным христианином, верующим в непогрешимость Библии, написавшим апологетику и активно выступавшим против видных атеистов своего времени.

7) Математик, который разработал теорему Бога (1931 год)

Курт Фридрих Гедель (Kurt Friedrich Gödel) был австрийским, а затем американским логиком, математиком и философом. Считается, что он наряду с Аристотелем и Фреге, был одним из самых сильных логиков в истории человечества.

Этот человек внёс огромный вклад в формирование научно-философского мышления в 20 веке. Гедель опубликовал свои две теоремы о неполноте в 1931 году, когда ему было 25 лет, и он только что получил докторскую степень в Венском университете.

Первая теорема утверждает, что любой самосогласованной системной силы достаточно, чтобы описать арифметику натуральных чисел (к примеру, арифметическое Пеано), однако, есть истинные суждения о натуральных числах, которые не могут быть доказаны с помощью аксиом.

Для доказательства этой теоремы Гедель разработал методику, известную сегодня как нумерация Геделя, которая кодирует формальные выражения в виде натуральных чисел.

Он также показал, что ни аксиома выбора, ни континуум-гипотеза не могут быть опровергнуты принятыми аксиомами о теории множеств, полагаясь на то, что эти аксиомы согласуются. Полученные ранее результаты позволили математикам говорить об аксиоме выбора в своих доказательствах.

Он также внёс важный вклад в теорию доказательств путём уточнения связи между классической, интуиционистской и модальной логикой.

Когда Гедель умер в 1978 году, он оставил после себя интересную теорию, основанную на принципах модальной логики (тип формальной логики, который в узком смысле предполагает использование слов «обязательно» и «возможно»).

Сама теорема утверждает, что Бог или высшее существо, — это то, больше которого невозможно что – либо понять. То есть если человек доказал и понял, что Бог существует, он может всё.

Бог существует в понимании. Если Бог существует в понимании, мы можем представить себе, что Он существует и в реальности. Таким образом, Бог должен существовать.

Рай, земля, ад

8) Учёный, который говорит об отсутствии конфликта между наукой и религией (2007 год)

Во время интервью каналу CNN в апреле 2007 года Фрэнсис Коллинз (Francis Collins), директор Проекта Генома Человека (Human Genome Project), вновь подтверждает информацию, что встроенные в ДНК данные доказывают существование Бога.

Как сообщил исследователь, он собрал консорциум учёных, чтоб зачитать 3100000000 букв генома человека. Будучи верующим человеком, доктор Коллинз видит ДНК-информацию в молекулах всех живых существ как божественный язык, а элегантность и сложность этого языка является отражением Божьего плана.

Тем не менее, он не всегда придерживался такого мнения. Когда в 1970 Коллинз был аспирантом факультета физической химии, его атеистическое мышление не находило оснований постулировать существование каких-либо истин, отступающих от законов математики, физики и химии.

Затем он поступил в медицинскую школу и столкнулся с проблемой жизни и смерти среди своих пациентов лицом к лицу. Один из пациентов спросил у него: «Во что вы верите, доктор?» С тех пор он начал искать ответы.

Доктор Коллинз признался, что наука, которую он так любил, была бессильна дать ответы на такие вопросы, как: «В чем смысл жизни?», «Почему я здесь?», «Почему математика работает именно так, а не иначе?», «Если у Вселенной было начало, то кто её создал?», «Почему физические константы во Вселенной так тонко настроены, что допускают возможность возникновения сложных форм жизни?», «Почему люди обладают чувством морали?», «Что происходит с нами после смерти?».

Аналитическое мышление уменьшает веру в Бога

Доктор Коллинз всегда полагал, что вера основана на чисто эмоциональных и иррациональных аргументах, и был очень изумлён, обнаружив первоначально в трудах оксфордского учёного С. С. Левайса (C.S. Lewis), а затем и во многих других источниках возможности привести очень веские аргументы в пользу правдоподобности теорий о существовании Бога на строго рациональном основании.

На самом деле доктор Коллинз говорит, что он не видит никакого конфликта между наукой и верой. Он также утверждает, что теория эволюции, говорящая о нашем происхождении от общего предка, абсолютно справедлива.

Он также добавляет, что если бы существовали хоть какие-либо сомнения в доказательствах палеонтологической летописи, то изучение ДНК обеспечило бы твердое доказательство нашей связи со всеми другими живыми существами.

По словам доктора Коллинза, в комплементарных истинах науки и веры присутствует замечательная гармония. Бог Библии также является Богом генома. Бога можно найти как в Соборе, так и в лаборатории.

Исследуя величественное и страшное Божье творение, наука действительно может быть средством поклонения.

9) Компьютерные гении, доказавшие существование Бога (2013 год)

В октябре 2013 года двое учёных Кристоф Бенцмюллер (Christoph Benzmüller) из Свободного университета Берлина и его коллега Бруно Палео (Bruno Paleo) из Технического университета в Вене, формализовали теорему о существовании Бога, которая была написана австрийским математиком Куртом Геделем.

Используя обычный компьютер MacBook, они продемонстрировали, что доказательство Геделя было правильным, по крайней мере, на математическом уровне. Сделали они это с помощью принципов высокой модальной логики.

В своём первоначальном заявлении на научно-исследовательском сервере, названном «Формализация, механизация и автоматизация доказательства Геделя о божьем существовании», учёные отметили, что онтологическое доказательство Геделя было проанализировано с небывалой степенью детализации и с соблюдением всех формальностей с помощью теорем высшего порядка.

Но неудивительно, что существует довольно значительное отклонение от вышесказанного. На самом деле, то, о чём исследователи говорят, как о теореме Геделя в действительности является не настоящей новостью о существовании Высшего Существа, а тем, что сейчас можно изучить с помощью науки и передовых технологий.

Математики говорят, что их доказательство теоремы Геделя имеет намного больше общего с демонстрацией того, как передовые технологии могут помочь добиться новых достижений в науке.

Сами учёные отмечают, что проделанная ими работа может принести пользу таким областям, как искусственный интеллект, а также проверка программного и аппаратного обеспечения.

В конечном счёте, формализация онтологического доказательства теоремы Геделя вряд ли заставит кого-либо из атеистов пересмотреть свои взгляды, а также вряд ли закрепит истинно верующих в их вере, потому как идея высшей силы, на их взгляд, не поддаётся логическому объяснению по определению.

Тем не менее, математикам, мечтающим выйти на новый уровень, эта новость может послужить ответом на их молитвы.

После клинической смерти

10) Невролог, который утверждает, что клиническая смерть — это на самом деле путешествие в другой мир (2013 год)

Несмотря на то, что в этом пункте не говорится о точности существования ада или рая, мысли данного учёного достойны быть услышанными, потому как несут рациональное зерно.

Научное исследование показало, что переживания клинической смерти и связанных с ней видимым ярким светом, путешествием по туннелю, или же ощущением выхода из собственного тела являются самыми яркими в жизни человека, и очень сильно отпечатываются в памяти.

Доктор Стивен Лорейс (Steven Laureys), бельгийский невролог, который возглавляет Coma Science Group в университетской больнице в городе Льеж (Бельгия) на протяжении многих лет проводил беседы с людьми, пробуждающимся от комы и рассказывающими ему о своих «путешествиях» во время клинической смерти.

Невролог и его коллеги просили таких людей пройти специальный тест, который показывал полную картину сенсорных и эмоциональных деталей воспоминаний. Затем они сравнивали полученную картину клинической смерти с другими воспоминаниями о трудных жизненных ситуациях, происходивших в реальности, а также с воспоминаниями о мечтах.

Учёные с удивлением обнаружили, что эмоции от пережитой клинической смерти гораздо богаче по сравнению с любым воображаемым или реальным событием, в том числе рождение ребёнка и вступление в брак.

10 апреля 2013 года доктор Лорейс в интервью CNN рассказал, что пациенты, пережившие клиническую смерть, часто боятся об этом говорить из-за того, что, по их мнению, никто не отнесётся всерьез к их словам.

Однако, большинство людей, переживающих нечто подобное, меняются навсегда, они уже больше не боятся смерти.

В тесте также был вопрос о том, насколько сильно человек верил, что происходящее с ним случается на самом деле. Доктор Лорейс, который полагает, что переживание подобного опыта связано с физиологией человека, подчеркивает, что пациенты были полностью убеждены в реальности происходящего.

Также было обнаружено, что достаточно всего лишь подумать о том, что ты умираешь, чтобы пережить такой опыт.

Источник: https://www.infoniac.ru/news/10-uchenyh-kotorye-dokazali-chto-Bog-sushestvuet.html

>Боги мудрости и знаний

Навигация по статье

Общие качества

У каждого божественного существа, по мнению людей, есть особая функция, а то и целый набор, связанный с его характером и склонностями. Кто-то правит небом и сотворяет реальность, кто-то поддерживает законы этой реальности – любовью или мечом, кто-то наполняет мир светом, а кто-то отвечает за интеллект и мудрость.

Боги знаний и разума в мифологических источниках имеют природу планеты Меркурий и демонстрируют качества знака Близнецы.

Этот архетип связан:

  • с речью и письменностью,
  • с фиксацией и передачей знаний,
  • с обменом и торговлей,
  • с оч.умелыми ручками,
  • с нарушением запретов и обычаев ради игры, нового живого опыта.

Именно этим сущностям свойственно любопытство, накопление знаний, часто особая хитрость и изворотливость – потому что они не любят раз и навсегда установленных правил. Они воздушной природы, поэтому скоростные, в связи с чем могут являться посланниками других богов, более статусных.

Зооморфные образы меркурианских божеств ассоциируются:

  • либо с птицами – особенно проявился тотем мудрой совы и тотем ворона – традиционного образа вещей птицы;
  • либо с теми животными, которые по своей природе обладают наиболее развитым интеллектом – например слон, обезьяна.

Боги мудрости в мифологии различных стран и народов

Египет

Тот – изначально являлся богом счета лун и календаря. Именно он изобрел письмо и требовал от человека изъясняться правильно, использовать все возможности устной речи, он был покровителем библиотек и хранителем информации в форме письменных летописей. Позднее он стал хранителем тайных и магических знаний.

Управлял всеми языками, и сам был «языком и сердцем» Ра, с помощью Тота был сотворен мир. Вы же помните, что «сначала было слово»…

Тот считается автором египетского «священного писания» для всех живущих и уже отживших, это знаменитые «Книга живых» и «Книга мертвых».

Бог мудрости, счета и письма, Тот мог изображаться с головой птицы (ибиса), а также павиана, что нередко для божеств меркурианской природы.

Сиа – спутница Тота, богиня процесса познания, накопления и использования мудрости.

Ху – спутник Тота, представлял собой принцип божественного слова, его дух.

Сешат – “пишущая”

Сешат – «пишущая», сестра или дочь Тота, богиня письма, также в её ведении было искусство счета, она покровительствовала планированию и строительству. Изображалась с семиконечной звездой на голове, якобы это было связано с лунными циклами.

Греция

Гермес – зарекомендовал себя хитрецом и обманщиком с младенчества, когда не успев появиться на свет, спёр у Апполона стадо коров – двух из них съел, остальных спрятал. Делишки свои замаскировал так хорошо, что на чистую воду вывести его не удалось даже привлечением папы Зевса.

Изначально обладал красноречием и мог убедить кого угодно в чем угодно. А также отличался мастерством творить разные диковинные предметы. Например его первое изобретение – лира, которую он втюхал братцу Апполону, чтоб отвлечь того от темы возврата украденных коров.

Гермес используется богами в качестве посланника – из-за его скорости перемещения на крылатых сандалиях, а также красноречия и таланта убеждения. Еще один его артефакт – так называемый жезл Гермеса, представляющий собой кадуцей с крылышками и обвиваемый змеями, связывает различные стихии, что помогает ему выступать в роли вестника и парламентера.

В течении своей божественной истории, Гермес, выступает обманщиком, который профанирует сакральные, божественные знания, переводя их на человеческий язык, в том числе в письменной виде – для непосредственного пользования.

Именно он главный греческий бог знаний, языка и письма, он же является покровителем торговли, обмена и посредничества, и как продолжение этих функций – покровителем путешествий.

В образе Гермеса функция интеллекта приобретает способность манипулировать этим миром и его ценностями ради материального благополучия своего носителя, демонстрируя изворотливость, гибкость и изменчивость, проявляя ловкость – как ума, так и рук. Для таких богов, представителей «священной аморальности», есть специальный термин – трикстер («трюкач»).

Трикстер — это мифологическое воплощение двусмысленности и двузначности, двойственности и двуличия, противоречия и парадокса.

Ведь Гермес ведает сферой обмана и воровства, на его помощь надеются деятели преступного сообщества.

Афина Паллада – богиня мудрости древних греков, дочь Зевса, якобы произведенная из головы громовержца в результате проглатывания данным персонажем своей первой жены – беременной Метиды-премудрости. Но это неточно… есть и другие версии, не менее диковинные.

Изначально образ Паллады ассоциировался с военной сферой человеческой жизни, то есть роль была весьма специфической. Она изображалась в военном шлеме, с копьем и со щитом, на котором была прикреплена голова медузы Горгоны. Она считалась девой-воительницей.

Именно Афина покровительствовала стратегическому мышлению, помогала разрабатывать военные компании и прорабатывать планы тактических действий. Её сопровождала богиня победы Ника и священная сова, как символ мудрости. В этом аспекте, она выступает как богиня войны и связана со знаком Овна.

Далее, в мирные годины, богиня «омеркурилась» – Афину почитали за связь с интеллектом и знаниями в более широком ключе: к ней обращались за помощью и советом в ситуациях, требующих ума и сноровки, мудрости и знаний в управлении и организации городов и государств. Люди науки, искусств и ремесел получали от неё передовые устремления, разумность и изобретательность.

Осса – «голос», эта богиня является вестницей верховного громовержца всея Греции – Зевса Хроносовича Олимпийского.

Рим и этруски

Меркурий – римский аналог греческого Гермеса, божественный вестник, символизирует передачу информации по вертикали – от вышестоящих богов к нижестоящим, и от богов к человеческому обществу – в виде знаний, наставления, обучения.

Мог изображаться с кошельком, что подчеркивает его функцию бога обмена и торговли, управляющего расчетными отношениями.

Вокс – «говорить», аналог греческой Оссы, является вестницей римского верховного иерарха – Юпитера. Значение и смысл этого имени – озвучивать весть.

Фама – отражала звучащую речь и молву, как силу передачи информации по горизонтали – от человека к человеку.

Турмс – этрусский аналог Гермеса.

Славяне

Боян – внук Велеса, рассказчик, обаятельный сказочник, боян-баюн, символизирующий очарование словом, информацией, знаниями. Известна его способность своей речью влиять на людей, магически зачаровывать, подчинять себе их разум.

Индия, Иран

Вач – «речь, слово» – богиня священной речь, способствует преобразованию потока мышления в слова, творящие мир. Вач в качестве инструмента творения связана с демиургом Праджапати, но пребывает со всеми богами.

Она связана с воздушной стихией, она «выше неба и шире земли», так как способна двигаться как ветер и быть всеохватывающей. Помогает поэтам, дарует красоту их творениям.

Сарасвати – божественная река жизни в её аспекте покровительницы красноречия. Создала науку, еще её важным изобретением считали азбуку девангари.

Сарасвати также имеет специальное имя Бхарати, что означает «воспитанная». Именно этот аспект персонально управляет не только речью и её фиксацией, а еще знаниями и их передачей с помощью обучения.

Ганеша – бог мудрости в Индии, изображается в образе слона или существа с человеческим телом и слоновьей головой. Любое письменное сочинение индусы начинали с обращения к Ганеше с просьбой настроить интеллект на легкое формулирование мыслей и красоту языка.

По замыслам богов, Ганеша должен формировать препятствия на пути людей в виде искушений и мирских соблазнов, чтоб те не могли в «два прыжка» завоевать царство небесное. Но именно он же помогает человеку пройти, преодолеть эти препоны – для этого нужно включать разум, использовать интеллект и знания.

Хануман – индийский бог-трикстер, прародитель южных племен. Изображается с головой обезьяны, наиболее ловкого и сообразительного животного, хотя способен принимать любой облик. Считается сыном ветра, поэтому летает и может усилиться до урагана. Существует много легенд о его проделках, опасных шалостях.

Будха – «мудрый», является сынишкой мамы Сомы-Луны (одна из функций которой – измерение времени, его счет) и папы Брихаспати – наставника богов. Выполняет при папе прикладную функцию донесения информации, то есть, как это обычно в мифологии называется – вестника.

Каршиптар – «быстролетящий», иранский мифологический образ воздушной (считалась высшей) стихии, творящей Вселенную. Его рисуют в виде водоплавающей птицы – лебедя, гуся. Он владеет Авестой, изначальной священной книгой, которую можно излагать как на языке людей, так и на языке птиц, существ воздуха.

Начикетас – «незнающий», персонаж индийской мифологии, жрец, который отправляется за знаниями. Но не на Луну, как советский Незнайка, а в подземный мир, где от царя мертвых Ямы получает все ответы о смысле и цели человеческой жизни и возможностях высшего пути.

Начикетас близок архетипу Близнецов и смыслу карты Таро «Любовники», внутренней карте этого знака, когда человек не удовлетворяется существующим культурными ценностями, а ищет свои, предпринимая для этого практические действия и осуществляя путешествия.

Также образ Начикетаса близок истории о трех братьях (и их последователях) из сказки «Дары смерти», представленной нам в одноименном фильме о Гарри Поттере.

Двуречье и Малая Азия

Набу – сын Мардука (образ Юпитера), вавилонский бог языка и письма, именно он писал таблицы судеб всего мира. Набу появился в пантеоне достаточно поздно, но начал вытеснять древнего папу со всех божественных функций. Это достаточно символично – мышление, интеллект вытесняет свод божественных законов, космогонический порядок вещей.

Pieter Bruegel. Вавилонская башня

Есть версия, что именно Набу было посвящено строение Вавилонской башни, недостроенный зиккурат которой является вторым по величине сооружением в данном городе (после Эсагилы – храма Мардука). Это может означать, что именно он разделил на уровне языка изначально единый народ Мардука. Даже в этой аналогии, по сравнению с Юпитером, Меркурий находится в подчиненной, менее высокой роли.

Нисаба – шумерская, изначально воспринималась как богиня счета урожая с бухгалтерскими функциями, а дальше развилась до божественной покровительницы астрологии, наук и письма.

Исимуд – шумерский вестник бога Энки, обладатель двух лиц, направленных в разные стороны, что выдает его двойственность и способность интеллектом связывать различные стороны бытия.

Семиты и Библия

Таавт – аналог божественного Тота у западных семитов, его функцией был интеллект и накопление мудрости, а также прикладные возможности ментального инструмента – письмо и счет. Таавт – создатель книги о сотворении мира.

Мелькарт – «царь города», божественный покровитель финикийских мореплавателей и культурной колонизации ими средиземных стран.

Ангелы-вестники – в христианской мифологии, приносят те или иные послания Бога, имеют некую специализацию: Рафаил – покровитель путешественников, помогающий ориентироваться и договариваться в дороге, Гавриил – приносит вести о зачатии и материнстве (например Деве Марии).

Ангел Разиил

Ангел Разиил – дает человечеству знания кабалы, магии, астрологии и гаданий, помогает творить амулеты. Существует «Книга Разиила», выплывшая из информополя во времена средневековья, которая донесла тайны о сотворении мира через Адама, Ноя до царя Соломона и далее.

Китай и Япония

Фу-Си – китайский прародитель человечества, культурный герой, изобретатель иероглифов, письма. Один из пары близнецов (вместе с Нюй-вы). По некоторым версиям, именно он – то ли создал, то ли получил и передал человечеству восемь главных гексаграмм, которые обозначали стихии и стороны света. Мог изображаться в виде птицы, что символически связывает его образ с воздушной стихией.

Цан-Цзе – легендарный человек, который вошел в историю как историограф не менее легендарного императора Хуан Ди. Еще один претендент на изобретение китайской письменности, после чего произошел отказ от узелкового письма.

Китайцы, богатые на фантазии, постепенно наделили Цан-Цзе сверхчеловеческими свойствами, например добавили его образу еще одну пару глаз, что означало особую способность видеть больше и дальше, чем обычнее люди.

Омоиканэ – японский бог разума, мудрости и коллективного мышления, наделенный множеством умственных способностей и умеющий удерживать множество мыслей одновременно. И якобы он может наделить этим качеством тех, кому покровительствует, обеспечить мозговой штурм в коллективе.

Также ему приписывают «трикстерство», особую хитрость, в связи с чем боги должны испрашивать совета Омоиканэ аж 5 раз (видимо, чтоб было больше шансов поймать его на лжи).

Индейцы

Иктоми – имеет зооморфный образ паука, хотя способен оборачиваться в любое существо. Эта способность отражает возможности интеллекта придумывать игры и увлекаться ими. Любит разыгрывать как богов, так людей и животных. Иктоми изобрел человеческую речь, с помощью которой может сеять раздоры.

Германия и кельты

Локи – «свет, огонь», божественный трикстер, озорной и насмешливый проказник и ворюга. Может доставлять серьезные неприятности другим существам, но может и оказывать дельную помощь, особенно в сфере переговоров.

Он не принадлежит полностью ни миру богов, ни миру йотунов (носителей хаоса), но находясь между ними обеспечивает то раздоры, то сотрудничество.

Локи – изобретатель полезных предметов, начиная от оружия, заканчивая орудиями труда. Именно он добыл молот для Тора, кольцо-браслет для Одина, золотого вепря для Фрейра, новые золотые волосы для Сив, изобрел рыболовную сеть для людей.

Он воплощает в себе «божественные достоинства вперемешку с человеческими недостатками», нарушает всевозможные нормы, создан из противоречий. Он способен менять обличье, может принимать различные животные формы, оборачиваться в кобылу, тюленя, блоху, муху и пр.

Также именно этому божеству присуща сексуальная амбивалентность. Он несколько раз меняет пол, причем выступая в женской ипостаси, даже беременеет и рожает.

Локи, как трикстер — одновременно и ловкий вор, и провокатор, весело отплясывающий на границе между сакральным и профанным, постыдным и почетным, общепринятым и запретным. (Галина Краскова. Демонизация Локи)

Локи – экпериментатор, уходящий от истинных законов живой природы в игры ума.

Огма (Огмий, Огмиос) – собирательный образ кельтского божества красноречия и мудрости, сына Дагда. Огмиус изображался в виде старца, умудренного опытом, язык которого был соединен цепями с ушами счастливых людей, внимающих ему. Видимо, это означало силу и власть его мысли и речи, влияющей на других существ.

Огма – сам поэт, покровитель поэзии и поэтов, создатель алфавита и письменности для магии друидов, народа кельтов и пиктов.

Погиб в битвах богов с демоническими сущностями.

Альвис – самый мудрый из двергов, то есть из народа гномов, карликов, способный на уровне ума противостоять Одину. В определенный момент возгордился и решил переселиться к асам в Асгард хитрым способом – попытался жениться на дочери Тора.

Ему хватило красноречия и логики убедить Сив (жену Тора) выдать свою дочь за него. Но не хватило мудрости избежать более хитрой ловушки Тора, не желавшего своей дочери подобного мезальянса.

Альвис так подробно и обстоятельно отвечал на вопросы потенциального тестя, что не заметил наступления рассвета, когда первые лучи солнца превратили его в камень.

Мораль данной истории – да поплатишься ты за дерзость, переоценив свои умственные способности, способные отвлечь тебя от природной жизни и твоих естественных процессов.

Таким образом, меркурианские боги и их истории напоминают нам, что жизнь – это интересный эксперимент, где

  • «учение – свет»,
  • а «в знании – сила»,
  • но «на каждого мудреца довольно простоты».

По теме рубрика “Боги и ритуалы“ Метки: Божества

Источник: https://znak-simvol.ru/bogi-mudrosti-i-znanij/

История изучения

Работы о боге Тоте были ещё до расшифровки Шампольоном египетской письменности, они опирались на сведения древнегреческих и римских авторов. Наиболее известной из подобных трудов была книга Яблонского «Pantheon Aegyptiorum sive de di iseorum commentariius» (1724), в которой он выступал против популярной в то время точки зрения, что Тот — историческое лицо, возможно один из царей, и придерживался позиции, что он был мифологическим персонажем.

Египетские памятники как источник информации о Тоте первым использовал сам Шампольон, невзирая на бессистемность и устарелость сведений, ему первому удалось установить, что это божество было связано с Луной и загробным миром. Достаточно много информации о нём в древнеегипетских памятниках нашёл Карл Лепсиус: некоторые надписи из гробниц Гермопольских номархов, издание Книги мертвых и изучение Гермопольской огдоады дали много материала для изучения Тота. Достаточно долго этот материал было невозможно корректно использовать, по той причине, что египтология придерживалась мнения о застойности египетской культуры. Из-за этого разные данные привлекались как единое целое, а свидетельства древнегреческих источников ставились в один ряд с данными о Древнем и Среднем царствах. Из-за этого научные работы о Тоте грешили огромным количеством неточностей, в частности, в работе Бругша была сделана попытка изучить его как местную форму Шу, близкую к Хепри и Хнуму.

Ранние представления

Культ Тота происходил из города Шмун, или Эшмунен (Гермополь Великий), там же был центр его почитания. Изначально в этом городе был распространён культ зайца. Он был вытеснен из города культом Тота, а из всех священных животных, почитавшихся там (павиана, змеи и восьми божеств-лягушек), продолжили почитать только павиана, бывшего ведущим животным на праздниках фараона, уже в качестве воплощения Тота. А в более ранней гермопольской мифологии он был архигетом этих восьми божеств.

Первоначально почитался в качестве ибиса, возвещавшего разлив Нила, уничтожавшего гадов и олицетворявшего лучшие качества человека. Возможно, тогда же он был астральным богом и следил за равновесием на небе. Кроме того, в Текстах пирамид Тот был богом, желавшим быть помощником царя в загробном мире. Цари очень желали его помощи, но его конкретная роль в тех верованиях из текста не ясна.

Неизвестно, имел ли он характеристики лунного божества ещё во времена его регионального почитания в Гермополе, или же это значение он приобрёл в дальнейшем, однако, изначальное влияние Тота как лунного божества вполне вероятно: бог Луны может быть наравне или даже влиятельнее солнечного, у многих древних народов лунные боги считались покровителями, защитниками скота и людей, а также, такие божества часто изображались мудрыми.

В первоначальной системе верований Тот-Луна считался левым глазом Хора (Солнце считалось правым глазом Гора), повреждённым в ходе сражения с Сетом. Позже, в эпоху Древнего царства, Тот трансформировался в самодостаточного бога, которого иногда называли сыном Ра. Тем не менее, его продолжали считать языком Птаха и сердцем Ра.

Представления во время расцвета Древнего Египта

Позже его представляли в первую очередь как мудрейшего бога, изобретателя иероглифов, письменности и календаря, автора священных книг, покровителя библиотек, мага, покровителя учёных и чиновников. С ним связывалось знание всех наук, особенно магии. Как бог Луны, он был заместителем бога Ра. Он был членом триады Птах-Хор-Тот, позднее трансформировавшейся в Ра-Хор-Тот. Кроме того, он был богом слова, его слова приводили к действиям (в качестве бога слова он имел титул «могущественный в речах»). Согласно древнеегипетской мифологии, он создал весь мир словом.

Будучи богом Луны (эти функции всё больше переходили сыну Амона Хонсу) с титулом «Серебряный Атон», полученным в период Позднего Египта, Тот через фазы этого небесного тела был связан с любыми астрономическими или астрологическими наблюдениями, что и вызвало в итоге превращение Тота в бога мудрости и магии. В династический период постепенно забывалась роль Тота как творца, а всё больше подчёркивалось то, что он создал письменность, был богом мудрости, сохранял баланс между днём и ночью в начале вселенной, был судьёй между Гором и Сетом и имел абсолютную беспристрастность и справедливость. В какой-то момент Тот фактически стал руководить судом мёртвых вместо Осириса.

Тот
иероглифами

Тот в Книге Мертвых, в руках у него тросточка и палетка

Его считали создателем письма, покровителем архивов, Гермиопольской библиотеки и писцов. Помимо письменности, он считался изобретателем или учредителем большинства религиозных и повседневных обрядов. Поэтому он опекался измерениями и разнообразными событиями, происходящими в мире. В пантеоне богов он занимал почётное место писца, секретаря и визиря верховного бога Ра, и вместе с богиней справедливости и порядка Маат во время небесного путешествия Ра стоял сразу за ним.

В качестве протоколиста Тот присутствовал на суде мёртвых Осириса. Занимая особое место среди древнеегипетских богов, он был могущественнее Осириса и даже бога Ра. Он был крайне важным богом в Книге мертвых: там он называется «Писец Маата в энеаде богов», на изображениях в Книге Мертвых у него в руках инструменты для письма: палетка и палочка из тростника. Считался автором ряда заупокойных текстов.

Поздние представления

Во время Третьего переходного периода, когда Гермополь стал играть важную роль в египетской политике, культ Тота становился всё более популярным. Растущая популярность Тота привела к появлению новой интерпретации мифа о творении, основанного на принципах Огдоады — Тот в образе ибиса снёс яйцо, из которого на свет появился Ра/Хепри/Атум/Нефертум. Модификацией этого мифа стал миф о рождении Ра из Золотого яйца, снесённого гусём.

В эллинистический период его считали создателем священных книг, включая Книгу Дыхания.

Миф об изменении календаря

Тоту также приписывали изобретение года, состоящего из 365, а не 360, дней. Согласно Плутарху, он выиграл эти пять дополнительных дней, составлявших 1/72 года, в игре в кости, и, добавив их в конец года, посвятил их празднествам в честь Осириса, Сета, Хорура, Исиды и Нефтис (Нефтиды) — богов, родившихся именно в эти пять дополнительных дней (поздний вариант мифа повествует о том, что богине Нут было запрещено рожать в 360 календарных дней, поэтому её дети появились на свет на протяжении пяти дней, выигранных Тотом).

Египтяне также верили, что он вёл счёт времени и создал его разделение на месяцы и годы. Тот имел титул «владыка времени», и считался одним из его богов наряду с Хех.

Священные животные

Священными животными Тота были птица ибис и обезьяна (павиан). Из них основным и более древним символом был ибис: неизвестно, когда павиан стал его вторым символом, поскольку в древнейших текстах он в этом качестве не упоминается.

Причин, по которым ибис стал главным священным животным Тота, было немало: сама эта птица сообразительна, красива, её отличают мерная походка и красивый полёт. Охотится эта птица на насекомых и ящериц, что также в глазах древних египтян делало её благодетелем. Вероятно, они также обратили внимание на связь жизни этой птицы и Луны. В результате, он стал главным символом этого божества, зачастую слова «Тот» и «Ибис» египтяне использовали как синонимы, что приводило к различным играм слов.

Павиан, будучи вторым его священным животным, мог получить такое значение по нескольким причинам: по мнению Масперо, древние народы любили приписывать обезьянам человечность, способность говорить и т.д. Кроме того, причинами были связь жизни павианов с луной, их отвращение к запрещённой жрецам рыбе, на египетском слово, обозначавшее павиана-гамадрила, было удвоением глагола «писать».

Изображения

Изображение Тота в виде павиана

Чаще всего он изображался в образе человека с головой ибиса, в руках у него был скипетр и анх. В других изображениях он, как лунный бог Аах, изображался как мумия с локоном волос Гарпократа, на таких изображениях у него были месяц и полная луна, а в руках — различные атрибуты Осириса.

Иногда встречаются изображения Тота в образе павиана, так как эта обезьяна считалась весьма разумным созданием. Павиан играл важную роль в Книге мертвых, в ней он показан восседающим на опоре весов, на которых взвешивались души. Роль павиана заключалась в наблюдении за весовой стрелкой, если стрелка показывала равновесие, то он сообщал эти данные Тоту. Генрих Карл Бругш считал, что павиан — олицетворение Тота в качестве бога равновесия и павиан был символом двух равноденствий: осеннего и весеннего. Павиан был связан с Луной, что подтверждается изображениями, где на голове у павиана полумесяц и диск. Также он был представителем Тота как «владыки божественных слов и писца богов», что доказывается изображением, где он держит в лапе палетку Тота и письменный тростник и именуется вышеуказанными титулами.

Головные уборы

Изображение Тота с короной Хемхемет

Поскольку Тот был летописцем, на некоторых изображениях у него на голове был полумесяц, на других изображениях он носил корону Хемхемет, на которой были кобра, рога, солнце и прочее. Как у бога, который считал годы и время вообще, на некоторых изображениях у него на голове были полумесяц и диск. Он был воплощением одного из вариантов богов Ин-Хера и Шу, поэтому на части изображений у него на голове были короны этих богов. На некоторых изображениях Тот носил двойную корону Юга и Севера.

Культ и места почитания

Основным центром почитания Тота был Шмун, или Эшмунен (Гермополь Великий). Именно в этом городе находился главный храм Тота.

Однако, его почитали в той или иной степени и по всему Древнему Египту. Храмы Тота также были в: Бахе, Пер-абе, Урите, Та-уре, Талмисе, Пселкете, Сепе, Хате, Иа-джа-Мутете, Имен-хери-ибе, Та-кенсе, Рехуи, Хесерте и Абидосе.

В эпоху Третьего переходного периода и Позднего Царства Гермополь становится столицей Египта, что позволяет культу Тота выйти на новый уровень. В честь Тота в Гермополе миллионы ибисов были подвержены мумификации.

Культ в Гермополе

Поскольку египетская религия всегда сохраняла определённую региональность поклонений, наиболее торжественным и глубоким был культ Тота в Гермополе. О его глубине, в частности, говорит то, что первым в списке жреческих титулов Тотготпа I, местного номарха, значится «великий пяти в храмах Тота юга и севера», и спустя два тысячелетия в списке номов из Идфу гелиопольский жрец назван «великим пяти, первым обоих престолов, совершающим обряды ка его» (подразумевается Тот). Под «пятью» подразумеваются Тот и ещё 4 члена гелиопольской огдоады божеств, аналогично в других городах верховные жрецы носили титулы, отождествлявшие их с местными верховными богами: у главного жреца в городе Мемфис был титул «великий руководитель работ», а аналогичное лицо в городе Танис имело звание «владыка правды».

Считается, что Тоту был посвящён целый квартал в Гермополе, названный в честь священного «огненного озера», вероятно, там также находился и некрополь.

Общеегипетский культ

О почитании Тота фараонами немало говорит Папирус Харриса (завещание фараона Рамсеса III): сразу после перечисления даров Фивам, Мемфису и Гелиополю идёт описание поклонений богу Шу, а следующим в списке является уже Тот. Согласно тексту, Рамсес построил ему огромный храм, который снабдил множеством даров, включая рабов. Из папируса можно заметить, что Тоту посвящён более подробный текст, и даны более щедрые дары, чем другим региональным богам, таким как Хнум или Хатхор.

Примечания

  1. 1 2 3 Ellie Crystal. Thoth: God of the Moon, Magic and Writing (англ.). Crystalinks. Дата обращения 2 апреля 2016.
  2. Иоффе Д. Древний Египет и установление поэтических знаков // Критика и семиотика. — 2009. — Вып. 13. — С. 95. Архивировано 4 марта 2016 года.
  3. Jenny Hill. Thoth (англ.). Ancient Egypt Online. Дата обращения 2 апреля 2016.
  4. 1 2 3 4 Эрнест Альфред Уоллис Бадж, 2015, с. 416.
  5. Тураев, 1898, Введение, с. 2.
  6. Тураев, 1898, Введение, с. 3.
  7. Тураев, 1898, Введение, с. 4.
  8. 1 2 Эрнест Альфред Уоллис Бадж, 2013, с. 148-149.
  9. 1 2 Кристина Свистунова, с. 3.
  10. 1 2 3 4 5 6 7 Тот / Р. И. Рубинштейн // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — 719 с.
  11. Тураев, 1898, Ермополь, с. 16.
  12. 1 2 3 4 5 6 Тураев Б. А. Тот, древнеегипетский бог // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  13. 1 2 Тураев, 1898, Ермополь, с. 15.
  14. 1 2 3 4 5 6 7 Эрнест Альфред Уоллис Бадж, 2013, с. 147.
  15. 1 2 3 Wolfgang Helck. Kleines Lexikon der Ägyptologie. — 4. — Wiesbaden: Harrassowitz, 1999. — ISBN 3-447-04027-0.
  16. 1 2 Кристина Свистунова, с. 2.
  17. 1 2 Эрнест Альфред Уоллис Бадж, 2013, с. 148.
  18. 1 2 3 4 Эрнест Альфред Уоллис Бадж, 2015, с. 419.
  19. Эрнест Альфред Уоллис Бадж, 2013, с. 151.
  20. Эрнест Альфред Уоллис Бадж, 2013, с. 152.
  21. 1 2 Adolf Erman. Die Aegyptische Religion. — Berlin: Reimer, 1909.
  22. Эрнест Альфред Уоллис Бадж, 2015, с. 420.
  23. Hans Bonnet. Lexikon der ägyptischen Religionsgeschichte. — 3, unveränderte Auflage. — Hamburg: Nikol, 2000. — ISBN 3-937872-08-6.
  24. 1 2 Тураев, 1898, Ермополь, с. 22.
  25. Тураев, 1898, Ибис. — Тот. — Имя, с. 8.
  26. Тураев, 1898, Ибис. — Тот. — Имя, с. 10.
  27. Тураев, 1898, Ермополь, с. 23.
  28. Эрнест Альфред Уоллис Бадж, 2015, с. 420-421.
  29. Н. Н. Швец. Словарь египетской мифологии. — Москва: Центрполиграф, 2008. — С. 159-162. — 256 с. — ISBN 978-5-9524-3466-0.
  30. 1 2 3 Тураев, 1898, Культ Тота, с. 112.
  31. Тураев, 1898, Культ Тота, с. 113.
  32. Тураев, 1898, Культ Тота, с. 119—120.
  33. Тураев, 1898, Культ Тота, с. 116—117.
  34. Тураев, 1898, Культ Тота, с. 118.
  35. Jaroslav Černý. Thoth as Creator of Languages (англ.) // Journal of Egyptian Archæology. — 1948. — № 34. — С. 121-122.

Богиня знаний и мудрости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх