Женский журнал

Равенство полов

Содержание

Гендерное неравенство в современном мире

Неравенство в отношении женщин

Большинству женщин известно о существовании гендерных предрассудков, стереотипов, они уверены в том, что эти предрассудки в большей части затрагивают именно работающих женщин, что проявляется в более низкой заработной плате по сравнению с мужчинами.

Исследования и опросы показали, что мужчины занимают ведущие посты не только в политике, но и в любой другой сфере. В США лишь 20 % женщин занимают ведущие посты, в Великобритании — 21 %, в Китае — 31 %, в России — 42 %. Женщины занимают лишь 25 % технических должностей, владеют 6 % телестанций, занимают 5 % руководящих должностей в СМИ (по данным консалтинговой компании Grant Thornton). К тому времени как средняя женщина достигнет 60 лет, она заработает на $450000 меньше, чем мужчина, занимающий ту же должность. Также некоторые менее квалифицированные мужчины получают почти в два раза больше чем женщина.

Женщинам платят меньше даже тогда, когда они выполняют ту же самую работу, что и мужчины. Статистические данные министерства труда США за 1991 г. говорят сами за себя: женщины — компьютерные программисты получают 83 % от зарплаты программистов-мужчин, женщины — финансовые менеджеры — 67 % от того, что получают мужчины — финансовые менеджеры, зарплата женщин — учителей начальной школы составляет 89 % зарплаты учителей-мужчин, и т. д. Стартовая зарплата женщин обычно бывает меньше, чем стартовая зарплата мужчин, и это имеет долговременные последствия, потому что повышение зарплаты, как правило, выражается в процентах от начального уровня.

— Ш.Берн «Гендерная психология»

Неравенство в отношении мужчин

Мужчины сталкиваются с дискриминацией, когда пытаются исполнять традиционно женские роли, такие как, например, воспитание детей.

Так, Элизабет Тернер (Elizabeth Turner) и Энтони Пратканис (Anthony Pratkanis) отправили от лица мужчины и женщины абсолютно одинаковый письменный запрос о наличии вакансий для студентов колледжа дошкольного воспитания в 56 учреждений. На письмо от лица женщины почти половина центров была готова продолжить дальнейшее обсуждение предложения, в то время как на письмо от мужчины, только один из десяти ответов был аналогичным. Таким образом видно, что в такой работе как воспитание детей, люди традиционно склонны больше доверять женщинам нежели мужчинам, считая их более заботливыми, внимательными к чувствам других людей и менее агрессивными.

Существует много стереотипов о социальных нормах, которых должны придерживаться мужчины. Это и норма успешности/ статуса, и норма твердости (физическая, умственная, эмоциональная), и норма антиженственности. У мужчин иногда из-за сложности поддержания стандарта мужской роли может возникать стресс. Айзлер назвал его мужским гендерно-ролевым стрессом (МГРС).

Мужской гендерно-ролевой стресс — стресс, возникающий, когда мужчине трудно поддерживать стандарт традиционной мужской роли или он вынужден проявлять поведение, характерное для женской роли.

Влияние культурных норм

Несмотря на врожденные физиологические отличия между мужчинами и женщинами, все же мы многими гендерными различиями обязаны социализации и культуре.

Культурные нормы значительно влияют на наши установки и поведение. Это легко можно проследить в ходе истории. За последние пятьдесят лет, гендерные роли и представления в мире резко изменились. Еще в 1960-х годах в США некоторые высшие учебные заведения не принимали на учебу женщин, а к концу века процент женщин получивших юридическое образование вырос на 40 %, также вдвое увеличилась доля замужних американок среди рабочего населения страны. Элис Игли (Alice Eagly) в своей книге «Межполовые различия в социальном поведении» представляет теорию, в которой описывается механизм взаимодействия культуры и биологии.

Социально-ролевая теория гендерных различий в социальном поведении.

Она говорит о том, что разные факторы, такие как, например биологические, и социализация в детстве являются причиной разделения труда между мужчинами и женщинами. Во взрослой жизни человека роли, отражающие межполовое разделение труда, становятся основой для гендерных различий. Женщины склонны исполнять роли, направленные на внимание и заботу к людям, а мужчины — где можно проявить свою физическую силу и лидерство.

В настоящее время гендерные стереотипы меняются достаточно с большой скоростью, и это дает надежду на уравнивание социальных позиций в деловой сфере мужчин и женщин.

> См. также

  • Индекс гендерного неравенства
  • Гендер
  • Гендерная роль
  • Гендерные исследования
  • Равенство полов

Как научить людей отличать обычных феминисток и радикалок?

М.Г. Таранов 3231 2 года назад Сторонник социалистического феминизма

Как научить людей отличать обычных феминисток и радикалок?

В феминизме есть много направлений, и объединять все направления, кроме радикального феминизма, под названием «обычный» феминизм считаю некорректным. Самые известные из остальных направлений — социалистический и либеральный феминизм имеют не меньше противоречий друг с другом, чем с радикальным феминизмом.

Радикальный феминизм возник как реакция на сексизм в западном левом движении в связи с тем, что, по мнению некоторых его участниц, не учитывалось мнение женщин по политическим вопросам, существовало насилие против женщин, а на женщин возлагалась домашняя работа. Проблема сексизма в политических организациях действительно существует, но многие из них сейчас выступают против сексизма. Женщины стали создавать сепаратные чисто женские группы, чаще всего небольшие, во многих случаях аполитичные и ориентированные больше на рост самосознания женщин, чем на общественно-политическую активность. Во многих случаях подобные группы склонны к индивидуализму и созданию личного безопасного пространства, а не к борьбе за права других женщин. Претензии на горизонтальное общение в подобных группах зачастую приводят к установлению жесткой неформальной иерархии в условиях немодерируемой дискуссии. Изначально радикальный феминизм был преимущественно левым движением, но позже появились правые и даже ультраправые направления.

Радикальный феминизм крайне неоднородный по многим вопросам. Он может быть как гендерным, объясняющим различия в поведении полов общественными факторами, так и эссенциалистским, объясняющим их биологией. Он может по-разному относиться к вопросам сексуальности — обычно он критикует те явления, которые являются сексом только для мужчин, типа проституции, но может или проявлять тенденции к ограничению равной сексуальности и женской сексуальности (так называемый секс-негативный феминизм), хотя и редко бывает откровенно к ней враждебен, так и оправдывать неравную сексуальность (так называемый секс-позитивный феминизм) или поддерживать равную сексуальность против неравной (секс-критический феминизм).

Большое значение радикальный феминизм придает борьбе с насилием, направленным против женщин, где в основном существует консенсус между разными направлениями феминизма. Больше всего заявляют о «радикальных феминаци, угрожающим мужчинам», те мужчины, которые желают, чтобы сексуальное и физическое насилие против женщин оставалось безнаказанным. В то же время во многих случаях радикальный феминизм меньше уделяет внимания другим формам насилия против женщин, угнетения и дискриминации, чем прямому физическому насилию. Обычно радикальные феминистки настаивают на том, что большинство жертв насилия женщины, хотя гендерный вопрос и в том, что у мужчин общество поощряет физическое насилие против людей обоего пола. Коммерциализация сексуальности женщин, включая проституцию, обычно критикуется. Но угнетению сексуальности женщин культурой, включая вызванные патриархальным неравенством проблемы с сексуальным удовлетворением, и принуждению женщин культурой к сексу только для мужчин или к отказу от сексуальных отношений, на мой взгляд уделяется недостаточно внимания.

В основном радикальный феминизм объединяют два вопроса. Это признание первичности патриархального угнетения (социалистический феминизм считает первичным классовое угнетение, а интерсекциональный феминизм считает все виды угнетения примерно равнозначными). Во-вторых — критика неравенства в личных отношениях и культуре, причем не всегда со стремлением их изменить. При этом гендерные направления обычно больше связывают патриархальное неравенство с культурой, чем с политикой и экономикой. Это также связано с аполитичностью многих направлений радикального феминизма, хотя и в отношении к общественной деятельности радикальный феминизм также неоднороден. С другой стороны, вклад радикального феминизма в анализ гендерного неравенства, особенно в анализ культуры и личных отношений, используется и другими направлениями, включая социалистический и либеральный феминизм.

Ряд направлений радикального феминизма склонен к пораженчеству, особенно в вопросах борьбы с сексизмом мужчин и привлечения мужчин к борьбе за гендерное равенство. В этих направлениях существует тенденция откладывать политическую активность и привлечение мужчин до времен, когда патриархат исчезнет. В некоторых направлениях есть тенденции оправдывать подобные взгляды тем, что женщины сейчас угнетены и не имеют ресурсов. Многие направления западного радикального феминизма положительно относятся к созданию мужских сепаратных групп, выступающих против сексизма, предпочитая называть таких мужчин не феминистами, а профеминистами. В мире, но не в России, сепаратные тенденции в радикальном феминизме ослабевают, но большинство радикальных феминисток продолжают поддерживать чисто женские группы. Некоторые направления радикального феминизма поддерживают лесбийский сепаратизм, но и в отношении к гетеросексуальности, сексуальной ориентации и гендерной идентичности, включая трансгендерность, радикальный феминизм также неоднороден.

Патриархат радикальные феминистки обычно считают выгодным всем мужчинам (социалистический феминизм — только тем мужчинам, которые обладают крупной собственностью и властью). Радикальные и интерсекциональные феминистки обычно призывают мужчин добровольно отказаться от привилегий. Мужчин и женщин радикальные феминистки часто рассматривают как классы с противоположными интересами, но и здесь радикальный феминизм неоднороден и может поддерживать точку зрения от выгодности гендерного равенства и для мужчин (гуманистический радикальный феминизм в интересах людей обоего пола), до утопической поддержки матриархата, более вредной в условиях патриархата для прав женщин, чем для прав мужчин, или признания всех мужчин врагами. Многие направления радикального феминизма выступают за поддержку гендерной идентичности женщин и «женской группальности», что на мой взгляд способствует укреплению гендерных различий, гендерного разделения и гендерного неравенства. Многие его направления используют выражения типа «женская» и «мужская» точка зрения, при том, что точка зрения, лишенная сексизма, на мой взгляд не может быть ни мужской, ни женской.

В России существует искаженное представление о радикальном феминизме, с реальными преимуществами и недостатками разных его направлений в вопросе последовательности борьбы с гендерным неравенством. Начиная с 2012 года, после подъема 2010-2012 годов, в условиях усиления тенденций к дискриминации женщин со стороны власти и разочарования многих женщин в поддержке своих прав, феминистское движение в России, на мой взгляд, оказалось в состоянии спада и кризиса. Одним из негативных явлений считаю возникновение и распространение российского так называемого «радфем», вопреки мифу, далекого от мейнстрима международного радикального феминизма. Частично он восходит к зарубежному так называемому трансэксклюзивному радикальному феминизму. Российский «радфем» враждебно относится к гендерно-нетипичным людям обоего пола, особенно к трансгендерным людям с XY хромосомами, и к мужчинам, поддерживающим феминизм. Это не вписывается в их пораженческую картину, где мужчины сплошные насильники, а женщины — беспомощные жертвы. Также они исходят из трех утверждений, каждое из которых противоречит двум другим. Гендер -только социальный конструкт, а трансгендеры следуют стереотипам и ролям, принятым для людей другого пола при рождении, что формально верно. Но в то же время они отказывают в праве на выбор гендерной идентичности. Считают, что гендер как следствие социализации якобы невозможно изменить, и любой человек, родившийся мужчиной, якобы обязательно будет склонен к насилию и угнетению женщин. В то же время для хотя бы частичного признания человеком другого пола настаивают на операциях по перемене пола, связывая сексуальное насилие с формой мужских гениталий при том, что считают эти операции, как и саму трансгендерность, неправильным выбором. Считаю, что направления, игнорирующие права групп, угнетенных патриархатом по признакам не одобряемых обществом гендерной идентичности или ориентации, имеют сомнительное отношение к феминизму.

Но и эти зарубежные направления российский «радфем» искажает, часто проявляя воинствующую безграмотность в вопросах феминизма и гендера при манипулировании «знанием матчасти». Это смешивается с откровенными внутренними мизогинией и сексизмом и пораженчеством, прикрываемыми мизандрией и объявляемыми феминизмом. Взгляды российского так называемого «радфем» считаю гораздо более опасными для женщин, так как он отвлекает женщин от борьбы за свои права, чем для мужчин. Но он разрушает солидарность женщин и мужчин, а мужчинам больше всего вредит тем, что его деятельность фактически способствует поддержке патриархата, вредящего в первую очередь женщинам, но также и большинству мужчин.

Российский «радфем» вовсю поддерживает традиционные маскулинные гендерные роли, а фактически и сексизм мужчин, направленный против женщин, но эти роли вредят и мужчинам. Он поддерживает экономическую и моральную зависимость женщин от «обеспеченного и уверенного в себе мужчины», в ущерб поддержке равных прав женщин в трудоустройстве и в оплате труда и в ущерб поддержке социальной защиты рождения и воспитания детей.

Он доводит до предела аполитичность и пораженчество, типичные для некоторых направлений радикального феминизма. Особенно враждебен он к левым политическим организациям, социалистическому феминизму, и критикует с правых политических позиций интерсекциональный феминизм, считая, что левое движение и социалистический феминизм, выступающие за сексуальную свободу, вредят женщинам, тем, что сексуальная свобода нужна якобы только мужчинам. Также они считают, что левые хотят отнять у женщин возможность содержания богатыми мужчинами. Сложные явления, связанные с более свободным отношением к сексуальности, (но не всегда свобода при этом означает свободу для женщин, а свобода только для мужчин ничего не стоит), а также отрицательные явления, связанные с коммерциализацией сексуальности, они объявляют «патриархатом сыновей», не замечая явлений более положительного отношения к сексуальной активности и сексуальному удовольствию женщин, чем в прошлом, которые при своей недостаточности, сохраняющемся неравенстве, и некоторых новых формах сексизма, которые не следует ни в коем случае оправдывать, все же принесли больше пользы женщинам. Российский «радфем» фактически поощряет угнетение патриархальным обществом собственной сексуальности женщин в вопросах влечения и удовлетворения. Вообще в последние годы в российском феминизме проявляются антисексуальные тенденции, включая запрет на критику понятия «асексуальности» и фактический запрет на объяснение проблем женщин с сексуальным удовлетворением или выбора одиночества давлением патриархального общества, причем понятие «асексуальности» на мой взгляд неоправданно смешивает эти явления.

Также для многих участниц российского «радфем» характерны оскорбления, часто сексистские, в адрес женщин, которых они считают патриархальными или неправильными с их точки зрения феминистками, взаимная враждебность и расколы.

Таким образом, не следует путать международный радикальный феминизм, который внес большой вклад в анализ гендерного неравенства в культуре, сознании населения и личных отношениях, но зачастую этими вопросами и ограничивающийся при недостаточном внимании ряда направлений к политическим и экономическим вопросам, и российский так называемый «радфем», имеющий сомнительное отношение не только к радикальному, но и к любому феминизму. При этом в России были и группы, близкие к мейнстриму международного радикального феминизма, ориентированные на рост самосознания в чисто женских организациях, о которых сейчас мало слышно.

Источник: https://thequestion.ru/questions/277083/answer-anchor/answer/389432?utm_source=yandex&utm_medium=wizard#answer389432-anchor

«Но ведь мужчины и женщины физически разные!»
«Гендерное равенство — это когда все люди будут одного пола?»
«Вы хотите всех мужчин и женщин сделать одинаковыми?»

Нет, дорогие люди, задающие эти вопросы. Это ВЫ, ИМЕННО ВЫ хотите сделать мужчин и женщин одинаковыми, как с конвейера. А люди, которые говорят о необходимости преодоления гендерного неравенства, имеют в виду, что КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК УНИКАЛЕН и каждый имеет право на свою уникальность. Нет никакой однородной массы женщин, любящих сумочки и мечтающих выйти замуж. Нет однородной массы мужчин, любящих футбол, пиво и рыбалку.

Внутриполовые различия сильнее межполовых.

Женщины и мужчины могут быть смелыми, осторожными, эмоциональными, рациональными, ранимыми, пофигистичными, лабильными, психологически устойчивыми, прямолинейными, тактичными, могут интересоваться модой или ненавидеть выбор одежды, могут жить в порядке и в бардаке, и так далее и тому подобное.

Когда вы говорите о том, что мужчины и женщины разные в плане интересов и поведения, вы сравниваете две массы. Зачем вы это делаете? Вы правда считаете, что есть какие-то качества характера, априори присущие ВСЕМ мужчинам и всем женщинам?

Теперь про физические различия. Да, чёрт возьми, мужчины и женщины физически разные! И именно поэтому многие феминистки занимаются проблемами, которые связаны исключительно с женской физиологией: право на аборт, доступные средства женской гигиены в развивающихся странах, снятие с менструации стигмы «нечистоты», продвижение возможности грудного вскармливания в общественных местах, сексуальное просвещение для женщин и так далее.

ФЕМИНИЗМ* НЕ ОТРИЦАЕТ ФИЗИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Вероятно, именно физические различия много тысячелетий назад заложили фундамент для гендерного неравенства.

ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ТАК БУДЕТ ВСЕГДА

Раньше слабых и больных детей со скалы скидывали. Теперь недоношенных детей спасают.

Раньше люди воевали палками. Сейчас люди воют с помощью навороченной техники, зачастую находясь за компьютером за много миль от проблемной территории. Количество ручного труда сокращается и когда-нибудь уже приблизится к нулю.

Физическая сила больше не ключ к выживанию.

Многие всё ещё ждут, когда наступит апокалипсис и новый ледниковый период. «Люди вернутся в пещеры, и тогда эти феминистки поймут наконец-то, что равенство невозможно!» Влажные мечты офисных работников.

Не надейтесь. Не будет ледникового периода на вашем веку. Женщины воюют, управляют государствами, делают научные открытия и будут это делать в ещё большем масштабе. И при этом они остаются женщинами — с менструацией, с возможностью рожать, кормить грудью, испытывать множественные оргазмы и так далее.

С этим надо смириться. Женщины конкурентноспособны на рынке труда, как бы вы ни пытались выискивать их когнитивные и интеллектуальные отличия от мужчин. Женщины на рынке труда повышают ВВП. Если вы всех женщин загоните на кухню и лишите возможности работать и зарабатывать на достойном уровне, то экономике будет не очень хорошо, мягко говоря.

При этом гендерное равенство — это не значит, что все женщины ОБЯЗАНЫ строить карьеру или, там, служить в армии. Ещё одна ложь, приписываемая феминисткам.

Любые ограничения плохи. Запрет на ношение хиджаба не лучше обязательного ношения хиджаба. Принуждение работать в шахте и служить в армии не лучше запрета на военную карьеру или на работу под землей, только потому что каким-то дядям кажется, что это вредно для женского организма.

Когда кто-то пишет, что феминистки запрещают женщинам быть домохозяйками — это вранье. Многие феминистки говорят о том, что домашний труд заслуживает уважения и признания.

Да, многие ФЕМИНИСТКИ ТОПЯТ ЗА ПРАВА ДОМОХОЗЯЕК И МНОГОДЕТНЫХ МАТЕРЕЙ. А также за декретные отпуска для отцов, за то, чтобы мужчины были больше вовлечены в жизнь детей.

Никто не является «по своей природе» добытчиком или хранительницей очага. Но каждый и каждая имеет право выбрать такую роль, если ей/ему это нравится.

Жду, когда же прозвучит коронная фраза «МУЖЧИНЫ ТОЖЕ СТРАДАЮТ». Проблемами мужчин тоже стоит заниматься, конечно.

Кстати, очень часто именно женщины ими и занимаются — например, «Солдатские матери». Где же «Солдатские отцы»?

При этом надо помнить: до сих пор женщины даже в развитых странах получают зарплаты на 20-30% меньше, чем мужчины. До сих пор подавляющее большинство жертв сексуального насилия — женщины (а насильники — мужчины). Всё еще миллионам девочек в мире калечат гениталии. До сих пор для женщин существует официальный запрет на многие профессии во многих странах. До сих пор во многих странах мира женщины не могут свободно распоряжаться своим телом (в силу отсутствия права на аборт или возможности не вступать в нежеланный брак).

Именно поэтому проблемы женщин заслуживают того, чтобы их выделяли. Но ВЫДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЖЕНЩИН НЕ УМАЛЯЕТ ПРОБЛЕМ ДРУГИХ ГРУПП — мужчин, пожилых людей, детей, инвалидов, представителей разных этнических групп и так далее.

Вежливый разговор об этих проблемах и совместные действия по их преодолению помогут сделать этот мир более гуманным и безопасным для всех.

Но для этого нужно научиться слушать и слышать. И не приписывать другим людям то, что те вообще не имеют в виду.

Ещё раз повторю для закрепления материала.
Если кто-то говорит: «У женщин должна быть возможность делать военную карьеру»
то это НЕ ЗНАЧИТ «женщины обязаны служить в армии»

Если кто-то говорит: «Женщины не обязаны быть домохозяйками»
то это НЕ ЗНАЧИТ «надо запретить женщинам быть домохозяйками».

У меня всё.

*Феминизм — система идеологий за права женщин.

Одним из первых текстов, содержащих утверждения о равенстве женщин и мужчин в религиозном контексте, является буддийская Тхеригатха.

Считается, что впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США. Первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс (1744—1818). Она вошла в историю феминизма благодаря своей знаменитой фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776).

Феминистское движение в Европе набирает силу в XIX веке. Среди активисток этого времени — София де Кондорсе.

Источник: https://big5.ru/feminizm-i-gendernoe-ravenstvo/

Равенство полов в СССР и России

В России первыми за равноправие полов стали бороться анархисты. В программе Славянской секции Интернационала и «Революционном катехизисе» известный анархист М. А. Бакунин требовал полного политического и социального уравнения женщины с мужчиной, а также замены современной ему семьи, узаконенной религиозно-юридическим браком, браком свободным. Также Бакунин требовал уничтожения семейного права и права наследства. Он выступал за социальные гарантии матери и ребёнку на период от зачатия до совершеннолетия. Лейтмотивом женского движения М. А. Бакунин считал борьбу за высшее образование. С этой целью в России XIX веке организовывались женские кружки, создавались общества переводчиц, издательниц, переплетчиц и типографщиц. Женщины добивались открытия высших женских курсов.

Также русские анархисты боролись за освобождение женщин от работ по дому. Князь Пётр Алексеевич Кропоткин так писал о женщине:

Она больше не хочет быть вьючным животным своего дома; довольно с неё и того, что она столько лет своей жизни отдаёт на воспитание детей. Она не хочет больше быть в доме кухаркой, судомойкой, горничной!. Освободить женщин предполагалось механизацией домашнего хозяйства, открытием учреждений службы быта и общественного питания, столовых для каждой группы домов. «Освободить женщину, — писал П. А. Кропоткин, — не значит открыть для неё двери университета, суда или парламента; потому что освобождённая женщина всегда сваливает домашний труд на какую-нибудь другую женщину. Освободить женщину — значит избавить её от отупляющего труда кухни и прачечной; это значит — устроиться так, чтобы дать ей возможность, кормя и выращивая своих детей, вместе с тем, иметь достаточно много свободного времени, чтобы принимать участие в общественной жизни».

Россия одна из первых стран в мире, законодательно и официально провозгласившая равенство прав мужчин и женщин в 1917 году. Октябрьская революция дала женщинам равные с мужчинами юридические права, поскольку равенство провозглашалось всеобщей пролетарской идеей.

Условия для подлинного решения данного вопроса были впервые в истории созданы в Советской России. В первые же месяцы существования Советской власти были отменены все законы, закреплявшие неравноправие женщин. Постановление об образовании рабочего и крестьянского правительства, принятое 2-м Всероссийским съездом Советов .

Критика концепции

Критики данной концепции, приводя основные постулаты, утверждают, что понятие равенства есть предоставление каждому равных возможностей. Критики концепции равенства полов считают его фактически невозможным, поскольку «мужчина и женщина устроены отлично друг от друга, причём не только физиологически, но и ментально», и поэтому «ни о каком „равноправии“ и речи идти не может, поскольку мужчина не может быть счастлив, если общество принудит его делать то, что любят женщины: ходить по магазинам, покупать нарядную одежду, украшать лицо косметикой, заботиться о детях, наводить уют в доме. Женщина, в свою очередь не будет счастлива, если общество принудит её выполнять сугубо мужскую работу: валить лес, ремонтировать машины, управлять бульдозером». Однако сторонники теории равенства полов утверждают, что данное мнение обусловлено патриархальным воспитанием в течение многих поколений и большим влиянием на человеческое восприятие антинаучных теорий, стереотипов и общественного мнения. Согласно мнению некоторых социологов, в современном обществе все же преобладает мнение, что психика, поведенческие мотивы и образ мышления зависят от половой принадлежности.

Критики концепции равенства, признавая в общем плане суть концепции, дают однако другое её определение: Равенство полов есть возможность развития женщины как женщины, а мужчины как мужчины..

Также критики, отвечая на требования сторонников феминизма предоставить женщинам равные с мужчинами права, возражают, что человеку инициативному и уверенному в себе не свойственно сидеть сложа руки и твердить, что его ущемили в правах. Хотя такой человек и будет осознавать, что политическое, профессиональное и экономическое разделение всегда было, есть и будет, поскольку такова суть человеческой цивилизации, он вряд ли будет зацикливаться на этом неравенстве, а будет добиваться поставленных перед собой целей.

В трактате «Демократия в Америке» французский гуманист и мыслитель XIX века Алексис де Токвиль утверждал:

Есть люди, которые стремятся не только к равенству, но и тождеству мужчины и женщины. Наделяя обоих одними и теми же правами, они возлагают на них одни и те же обязанности. Они хотят, чтобы мужчины и женщины вместе одинаково и трудились, и развлекались. Ясно, что из подобной «уравниловки» ничего хорошего не выйдет, а приведёт всё это к обоюдной деградации, к «слабым мужчинам и неприличным женщинам».

ООН и гендерное равенство

В 2015 году в Пакистане был обнародован доклад о положении женщин в сегодняшнем мире, подготовленный структурой ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин, более известной под названием «ООН-женщины».

Одним из центральных вопросов доклада стал вопрос трудоустройства женщин. По мнению авторов доклада, при том, что число женщин с высшим образованием достигло исторического максимума, положение с их трудоустройством выглядит плачевно. Заканчивая с отличием ВУЗы, молодые девушки не могут найти работу, хотя они всё чаще опережают молодых людей, особенно в таких дисциплинах, как медицина и математика. Даже те, кому удалось устроиться на работу, не всегда могут чувствовать себя уверенно из-за социальной незащищенности. Особенно остро этот вопрос стоит в развивающихся странах, где женщины занимают 75 процентов должностей, не защищенных юридическими обязательствами со стороны работодателя.

В докладе отмечается, что и в развитых странах ситуация гендерного равенства также далека от идеальной. Так, например, в Швеции и во Франции женщины зарабатывают на 31 процент меньше, чем мужчины, в Германии — на 49 процентов меньше, а в Турции разница в зарплате составляет целых 75 процентов. По мнению авторов доклада, основными мерами по борьбе с гендерным неравенством должны стать обеспечение женщин во всем мире правами на хорошую работу.

См. также

  • Суфражистки
  • Женское избирательное право
  • Гендерный закон
  • Гендерное неравенство
  • Европейская хартия по вопросам равенства между женщинами и мужчинами в общественной жизни
  • Феминизм
  • Сексизм
  1. Калабихина Ирина Евгеньевна кандидат экономических наук, доцент кафедры народонаселения экономического факультета МГУ.
  2. Калабихина И. Е. Краткий понятийный словарь по гендерным исследованиям // Социальный пол: экономическое и демографическое поведение Учебно-методические материалы по курсу. М., 1998.

    Можно предположить, что переход от патриархальной системы социо-половых отношений к эгалитарной начнёт осуществляться в недалёком будущем, ибо социо-половая эгалитарность, ассоциируемая со свободой развития личности более «рациональна» и «выгодна» всему человечеству.

  3. 1 2 3 Тюгашев Е. А., Попкова Т. В.Семьеведение Архивная копия от 10 октября 2008 на Wayback Machine // Русский гуманитарный интернет-университет, 2002
  4. Женский вопрос Большая Советская энциклопедия
  5. Савельев С. В. Интервью: от веса мозга зависит вес в обществе
  6. Алефтина Постернак Равенство мужчин и женщин. Ещё одна утопия? // Интернет-газета «Единый мир», 08.03.2010
  7. Песоцкая Т. И. Равенство мужчин и женщин — один из принципов гуманизма // Сайт «Разум или вера?»
  8. Алексис де Токвиль. Демократия в Америке: Пер. с франц. // М.: Весь мир, 2000.
  9. Центр новостей ООН — ООН о правах женщин: до полного гендерного равенства ещё очень далеко
  • Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. — М., 1996.
  • Волков А. Г. Семья — объект демографии. — М., 1986.
  • Зидер Р. И. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII—XX вв.). — М., 1997.
  • Ковалев С. В. Психология современной семьи: Информационно-методические материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Книга для учителя. — М., 1988.
  • Tюгашев Е. А., Попкова Т. В. Семьеведение. — М., 2002.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2

Равенство полов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх