Женский журнал

Венецианский карнавал фото костюмов и масок

surf_city

Как и обещал, продолжаю делиться фотографиями из моего путешествия по Италии и сегодня я хочу рассказать про венецианские карнавальные маски
Считается, что история венецианских масок берет свое начало в XI веке, когда на территории Европы свирепствовала эпидемия чумы. Врачи из противочумных команд ходили по больным в масках с длинными клювам, куда они наливали ароматические масла — в те времена считалось, что это может уберечь от заражения. Так же люди верили, что Смерть проходит мимо человека в маске, не узнав его в лицо.
С течением времени, маски стали входить в повседневную жизнь простых горожан и стали широко использоваться в качестве анонимайзера для самых разнообразных событий: от романтических встреч и развратных придворных оргий (вспомнить хотя бы фильм «С Широко Закрытиями Глазами» Снетли Кубрика), так же не брезговали масками преступники. В конечном итоге, все это привело к запрету на ношение масок в повседневной жизни, кроме дней карнавала. И вот именно с в этот момент рождается классическая Венецианская Карнавальная Маска
Маски для лица изготовляли из папье-маше и кожи, для декоративных же использовали керамику и фарфор. Украшение зависело лишь от фантазии и финансовых возможностей заказчика: это и перья и сусальное золото и даже драгоценные камни.
Если говорить о классификации масок, то они подразделяются на два типа: театральные и комедийные Дель Арте (к ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла) и классические (Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чума и Вольто)
Собственно, на этом я заканчиваю краткий экскурс в историю и предлагаю познакомиться с ними поближе (в прямом смысле слова :->)

01. Классические женские маски, закрывающие все лицо. Обычно они украшались яркими перьями и драгоценностями.

14. Полумаска Коломбина. Согласно легенде, некая актриса в комедии Дель Арте была настолько красива, что не пожелала скрывать лицо, и специально для неё создали маску, закрывающую лишь часть лица

17. Маска Кот (Gatto). В Венеции с котами связана одна любопытная легенда, согласно которой один старый кот китайского бедняка переловил всех мышей в королевстве, за что и был удостоен чести стать персонажем маски

18. В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уничтожала огромное количество жизней. Маску Medico della Peste в обычное время не носили, но во время эпидемии ее надевали доктора, посещая пациентов. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества — считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку, чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

19. Дзанни (Zanni). Общее название комедийного слуги. Название происходит от мужского имени Джованни (Giovanni), которое было настолько популярно среди простого народа, что сделалось нарицательным для обозначения слуги.

20. Арлекин (Arlecchino) — дзанни богатого старика Панталоне. Этот персонаж не умеет ни читать, ни писать, а по происхождению он крестьянин, который покинул нищую деревню Бергамо, чтобы отправиться на заработки в процветающую Венецию. По характеру Арлекин акробат и клоун, поэтому его одежда не должна стеснять движений. С собой озорник носит палку, которой часто дубасит других персонажей. Несмотря на склонность к мошенничеству, Арлекина нельзя считать негодяем просто человеку надо как-то жить.

32. Вольто (Volto). Также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица

34. Педролино или Пьерино (Pedrolino, Pierino) — один из персонажей-слуг. Несмотря на то, что Педролино принадлежит к племени дзанни, его характер радикально отличается от характера Арлекина или Бригеллы. Он сентиментален, влюбчив (хотя страдает, в основном, по субреткам), доверчив и предан хозяину. Бедняга обычно мучается от неразделенной любви к Коломбине и от насмешек остальных комедиантов, у которых душевная организация не столь тонка.

Источник: https://surf-city.livejournal.com/6506.html

Почему в Венеции носили маски?

Скорее всего, этот праздник для тех, кто приехал в волшебный город посреди залива с тугим кошельком. С другой стороны, все карнавальные безумства происходят в районе площади Сан-Марко. Поэтому, если путник приедет в Венецию пораньше и тут же у вокзала сядет на пароходик до Сан-Марко, даже один день, проведенный среди карнавального безумства, наверняка ему запомнится.

На большом пространстве площади толпа воспринимается совсем по-другому, чем на узких мостиках через каналы. Не злит, а радует огромное количество людей, совместно празднующих прощание с мясом. Ведь «карнавал» — это «carne vale!» («прощай, мясо!»), последняя обжираловка перед великим постом.

Только на большом пространстве площади можно увидеть «в действии» один из главных символов венецианского карнавала — знаменитые маски. Отдельными островками стоят люди (не только проживающие в Венеции), которые решили участвовать в карнавале в качестве действующих лиц. Они пошили себе костюмы и сделали маски, затратив на все это около сотни евро (а то и больше!). Эти деньги плачены только за удовольствие несколько дней побыть артистом на подмостках Сан-Марко.

И костюмы, и маски продумываются в течение всего предшествующего года. Фантазию проявлять можно, но в достаточно ограниченных пределах. Ничего не поделаешь! Искусство — это умение себя ограничить. Персонажи венецианского карнавала — это персонажи комедии дель арте, и венецианские маски принадлежат этим персонажам. Но главное, они принадлежат истории Венеции.

Собственно говоря, маска, как важный и обязательный предмет повседневного костюма, только в таком месте, как Венеция, и могла появиться. Когда на маленьком кусочке земли собирается столько людей, неизменно возникает эффект пауков в банке. Даже случайное слово, сказанное без злого умысла, может стать причиной длительной вражды. Настолько длительной, что ее участники могут даже забыть, из-за чего же заварилась каша. Великий Шекспир со своими «Ромео и Джульеттой» о том свидетельствует. А если слово не случайное? А если злой умысел реально был? Честную (и бесчестную) конкуренцию в торговой республике ведь никто не отменял! Как не отменял право обиженного на месть. Кинжал-стилет — итальянское оружие. А труп, сброшенный в канал, может унести в открытое море, и его никогда уже не найдут.

Так что необходимость прикрыть лицо личиной, чтобы сохранить жизнь, в Венеции была повседневной. Маски стали частью городской жизни, возможностью (может быть, иллюзорной) сохранить в перенаселенном городе свое личное пространство. Так же как в нынешнем Интернете мы упрямо держимся за анонимность и возможность спрятаться за аватаром, хотя всемирная компьютерная Сеть, как известно, хорошо отслеживается правоохранительными структурами.

Кстати, средневековые правоохранители тоже успешно пользовались городским обычаем. Во время допроса и следователь, и допрашиваемый были в масках. Первый мог не опасаться, что его личность будет раскрыта, а второй мог смело отвечать на вопросы, не боясь, что последует возмездие со стороны того, против кого он давал показание.

Уже в 18-м веке, когда Венеция полностью потеряла свой боевой и авантюрный дух и начала продавать всему миру свою ветшающую роскошь и своих дорогих проституток, маски приобрели еще большую популярность. Грешить под покровом тайны — куда большее удовольствие, чем грешить открыто.

Итак, если уж вам повезет оказаться на площади Сан-Марко в один из дней венецианского карнавала, было бы неплохо научиться «читать» маски этого карнавала. Во-первых, даже минимальная классификация позволяет лучше запомнить увиденное. Надеяться на то, что ваш непрерывно щелкающий фотоаппарат или мобильный телефон поможет вам все запомнить, не стоит. Разбирая сделанные снимки, вы не сможете вспомнить, где они делались и для чего. С каким настроением вы сделали этот конкретный снимок? И о чем рассказывать друзьям, которым вы демонстрируете всю эту красоту?

Во-вторых, поход на площадь Сан-Марко вполне можно сравнить с походом в художественный музей. И, согласитесь, картины и скульптуры, изображающие древние мифы или библейские сюжеты, лучше всего рассматривать, зная эти мифы и эти сюжеты, поскольку понимаешь, что же хотел сказать художник, знаешь, на что обращать внимание. Аналогично, если вам известно, какую маску вы в данный момент рассматриваете, вы знаете, на что в этой маске следует обратить внимание. А зная это, сможете оценить отдельные детали наряда и оценить замысел автора костюма. Может быть, даже понять его намеки.

Итак, совершим краткий экскурс в мир масок венецианского карнавала.

Теги: Венеция, карнавал, маскарад, Италия, путешествия, маски

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/world/articles/71074/

История

Знаковой датой в истории венецианских масок является 1436 год, когда изготовители масок (mascareri) основали собственную гильдию. C тех пор искусство развивалось и к современной эпохе достигла высокого уровня.

Маски использовались и в повседневной жизни с целью скрыть лицо. Это служило самым разнообразным целям: от романтических свиданий до совершения преступлений. Последние привели к запрету ношения масок вне карнавала незадолго до конца Венецианской республики.

И приходит в оперы множество людей в машкарах, по-словенски в харях, чтоб никто никого не познавал, кто в тех операх бывает, для того что многие ходят з женами, также и приезжие иноземцы ходят з девицами; и для того надевают мущины и женщины машкары и платья странное, чтоб друг друга не познавали. Так и все время каранавала ходят все в машкарах: мущины, и жены, и девицы; и гуляют все невозбранно, кто где хочет; и никто никого не знает.

— стольник П. А. Толстой, 1697

После Французской буржуазной революции, с падением Венецианской республики венецианский карнавал с его масками запрещены. В правление Муссолини венецианские маски также были официально запрещены.

Виды масок

Маски приблизительно можно подразделить на два вида.

  1. варианты масок итальянской комедии дель арте (комедии масок) — особого вида уличного театрального представления итальянского Возрождения, возникшего в середине XVI века. К ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла, Пьеро, Бригелла, Дзанни и другие персонажи, каждый из которых отличался определённым характером, стилем поведения и манерой одеваться.
  2. классические маски (не связанные с театром) — это Баута, Венецианская дама, Джокер, Кот, Чумной доктор и Вольто. Они появились в результате многовекового развития венецианского карнавала, на которое большое влияние оказали древние смеховые обряды.

Ниже даны краткие описания некоторых масок.

Баута

Баута

Баута — традиционно белая атласная маска c резким треугольным профилем и глубокими впадинами для глаз. Её изготавливали из папье-маше, керами или меди. По одной версии, название баута связано с итальянским словом «bau» или «babau», обозначающим вымышленное чудище, которым пугали маленьких детей.

Одна из самых популярных венецианских масок появилась в Венеции на рубеже XVII — XVIII веков. Изначально баутой назывался капюшон или платок/вуаль/накидка (zendado), обрамляющий белую маску Вольто. Впоследствии маска трансформировалась и выделилась в отдельную маску-бауту. Маска дополнялась треуголкой (tricorno) и пёстрой накидкой tabarro, которая с середины XVIII века стала простой и чёрной (домино), чтобы скрыть социальный статус человека.

Баута служила эффективным прикрытием для представителей любого сословия и пола и считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили анонимно ходить «в народ». Интересно, что нижняя часть её была устроена таким образом, что человек мог есть и пить, не обнажая лица. Также благодаря своей форме, голос человека менялся, позволяя оставаться неузнаваемым. Одна из разновидностей этой маски называется «Bauta Casanova», в честь неизменно предпочитавшего её Казановы, и отличается от классической бауты наличием треуголки.

Вольто

Вольто в 2011 году

Маска Вольто (Volto) также известна как «Гражданин», поскольку её носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто — наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесёмок на подбородке имелась ручка).

Венецианская Дама

Маска Дамы (итал. Dama di Venezia) изображает знатную венецианку эпохи Тициана — нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др.

Коломбина

Полумаска, часто украшается золотом, серебром, хрусталём и перьями. Маска была частью образа одноимённой актрисы в комедии дель арте. Согласно легенде, актриса была настолько красива, что не пожелала скрывать лицо, и специально для неё создали маску, закрывающую лишь часть лица.

Моретта

Моретта (moretta) — овальная женская маска из чёрного бархата, которую держали зубами за специальный штырёк с внутренней стороны. Поэтому другое название маски — Servetta Muta (немая служанка). Изобретена маска во Франции.

Вольто с полумаской кошки участников карнавала 2015 года

Кот (Gatto)

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Гнага

Гнагу (gnaga), напоминавшую морду кошки, носили исключительно мужчины (часто гомосексуалисты), изображавшие поведением, голосом и одеждой женщин. Название происходит от описания назального голоса Гнаги, похожего на мяуканье (gnaaww gaayy) и карканье вороны. Гнаги изображали старух, фриульских или неаполитанских девушек с лимонами и гитарами. Они шокировали окружающих беззастенчивыми непристойностями, похотливыми шутками и оскорблениями, привлекали внимание публики песнями и театрализованными сценками. Нередко их сопровождали мальчики, переодетые в младенцев. Число Гнаг выросло значительно в 1780-х годах.

Чумной доктор (Medico della Peste)

В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и унесла огромное количество жизней. Маску Medico della Peste в обычное время не носили, но во время эпидемии её надевали доктора, посещая пациентов. В её длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества — считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил тёмный длинный плащ из льняной или вощёной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку — чтобы не прикасаться к зачумлённому руками.

  • Пьетро Лонги Ридотто в Венеции (ок. 1750). Две Моретты, Дама и Баута

  • Шут, 2008 год

  • Дама, 2012 год

  • Скарамуш, 2013 год

  • Коломбина, 2013 год

  • Чумной доктор, 2014 год

  • Вольто и Баута, 2015 год

Роспись маски

Венецианский карнавал фото костюмов и масок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх