Женский журнал

Сладкая месть

Итоговое сочинение-2018. Направление «Месть и великодушие»

3. «МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ».

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Примерные темы

  1. Что такое месть?

  2. Что такое великодушие?

  3. Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»?

  4. Что такое «кровная месть»?

  5. Почему человеку нужно оставаться великодушным к братьям нашим меньшим?

  6. Можно ли отомстить врагу?

  7. Можно ли оправдать месть?

  8. Чем великодушие отличается от благородства?

  9. Чем великодушие отличается от доброты?

  10. Как убедить человека отказаться от мести?

  11. Как научить подрастающее поколение великодушию?

  12. Почему месть разрушает душу?

  13. Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»?

  14. Какого человека можно назвать великодушным?

  15. Какие качества присущи великодушному человеку?

  16. Как вы понимаете выражение «сладкая месть»?

  17. Великодушие – это сила или слабость?

  18. Как вы понимаете высказывание Ж. Вольфрома: «Справедливость всегда приправлена щепоткой мести»?

  19. Что общего между великодушием и состраданием?

  20. Как соотносятся понятия «месть» и «закон»?

  21. Как, по-вашему, месть – это проявление трусости или мужества?

  22. Когда нужно отказаться от мести?

  23. Что значит достойно пережить поражение?

  24. Сила или слабость человека проявляется в великодушии?

  25. Как вы понимаете цитату из стихотворения А.С. Пушкина «Памятник» — «милость к падшим призывал»?

  26. Почему человеку иногда приходится делать выбор между местью и великодушием?

  27. Может ли мстительный человек быть счастливым?

Полный сборник аргументов по направлению «Месть и великодушие»

для итогового сочинения в 11 классе в 2018/2019 учебном году.

1) Л. Н. Толстой «Война и мир». Умение вовремя простить сможет помочь сохранить дружеские отношения. Далеко не все могут побороть в себе чувство агрессии и злости; признать, что ошибались, были не правы. Князь Андрей Болконский все же не смог простить Наташу Ростову. Её выбор был ошибкой, он не мог справиться со своим эгоизмом. Узнав об измене Наташи, Болконский сказал Безухову, что падая женщина не может быть прощена. Но спустя время, пусть и не сразу, он однако простил свою возлюбленную.

2) Проблема мести ярко отражена в романе французского писателя Александра Дюма «Граф Монте Кристо». Главный герой моряк Эдмон Дантес, в результате лживого доноса оказывается пожизненно заключен в замок Ив. Там молодой человек знакомится с аббатом Фариа, таким же узником. Все вокруг твердят, что аббат сумасшедший, а он гениальный учёный, который открыл Дантесу причину его заточения и кто в этом виноват. Отныне Дантес даёт слово отомстить обидчикам и сдерживает клятву. Впоследствии он станет богатым и влиятельным человеком, графом Монте Кристо.

3) А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Великодушие проявляет один из героев повести Пугачев. Его заметно в общении с Петром Гриневым. Пугачев не забыл сделанное ему добро. Благодаря этому молодой человек остался в живых. Благородно поступил Пугачев, когда отпустил Машу Миронову, хотя мог и не спасать девушку, она была дочерью коменданта крепости. Гринев ценил человеческие качества Пугачева, ему даже было жалко, что его предадут казни.

Список литературных произведений на тему «Месть и великодушие»

(официальное направление от ФИПИ для итогового сочинения по литературе).

В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;

Л.Н. Толстой, «Война и мир»;

А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;

Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;

В.П. Аксёнов, «Московская сага»;

Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;

М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;

В.М. Гаршин, «Трус»;

А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;

Дж. Роулинг, «Гарри Поттер».

Вариант, образец и пример итогового сочинения № 1 по направлению «Месть и великодушие»

С самых первых лет жизни нас учат умению прощать, забывать причинённую боль, и искать оправдания никчемным поступкам своих обидчиков. Имеет ли право человек на месть?

Конечно же, нет. Но изначальные позывы мстить исходят от темперамента, именно от него зависит желание человека отомстить. То, как он реагирует эмоционально на раздражитель, его первая реакция определяет ход дальнейших действий.

Если бы все люди были бы одинаковыми по характеру, вопрос права на месть возникал бы как можно реже. Но все мы – обладатели разных представителей людей, которые обладают неодинаковыми личностными чертами, различным воспитанием, социальной средой и имеющими противоположные суждения.

Далеко не все уясняют мысль: если мести суждено сбыться, и присутствует факт неумения прощать, то судьба, так или иначе, даст понять, кто виновен, дорого взяв за осознание того, что мстить не имеет право никто. Я знаю одну реальную историю о том, как между двумя соседками постоянно возникали серьёзные ссоры бытового характера, и в один момент одна прокляла другую «по седьмое колено».

Не прошло и месяца, как месть, пусть даже словесная, обернулась большим несчастьем. Та, что проклинала похоронила старшего сына. Из этого можно сделать вывод, что судьба жёстко наказывает того, кто решил, что имеет полноправие мстить. Мысль является материальной, и материализуется она порой в самом худшем её проявлении.

Когда человек принимает решение мстить, пусть даже кажется это заслуженным наказанием, жизненные обстоятельства непременно поставят в тупик, заставят дорогой ценой заплатить за злые помыслы, и принудят переоценить жажду мести.

Золотое правило, которые должны взять во внимание те, кто считает, что вправе мстить, звучит просто: «Месть не уместна в любом случае, особенно, если задуматься над её последствиями».

Нельзя считать, что желание полагаться на то, что судьба обязательно отомстит за злодеяние, верно.

Даже сама мысль о жестокой расплате посредством кармы является порочной. Простить, — вот единственно правильное решение. Как бы ни было тяжело это сделать, и сколько бы моральных терзаний не приносило истинное прощение, мы непременно должны проводить внутреннюю работу над собой, дабы по-настоящему простить и отпустить эти помыслы, которые приносят нам вред и являются грехом.

Все существующие религии отрицают желание мстить. Но, даже будучи глубоко верующим человеком, мы продолжаем строить коварные планы мести, и что самое печальное, считаем правильным или единственно верным решение отомстить обидчику. «Пусть ему будет больно так те, как и мне тогда», — вот наши мысли в тот момент.

Редко кто думает здраво о том, что человек, причинивший нам боль, тоже тогда не особо руководствовался здравым смыслом и действовал в порыве бурных эмоций или глубокого гнева, не отдавая себе отчёт.

Здравые рассуждения неуместны в вопросе о праве мести, если глубокая рана нанесённой обиды ещё болит и кровоточит. Но если каждый человек, живущий на планете Земля, усмирит свою злость и желание наказать причинившего боль, мир пополнится гуманностью и человеколюбием.

Вариант № 2 по направлению «Месть и великодушие»

С малых лет нас учат прощению: прощать нужно всех и вся. «Прости и отпусти»,– говорит мама. «Любите врагов ваших», — гласит Библия. Но сердце жаждет мести, желая отомстить обидчику. Стоит ли опускаться до уровня негодяя, причинившего вам боль? Опыт мировой литературы говорит о том, что нет, не стоит. Достаточно вспомнить историю Швабрина, героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Молодой человек, оскорбленный невзаимностью Маши Гриневой, распускает о девушке гнусные сплетни. Воспользовавшись случаем, герой берет в плен Машу и требует, чтобы она вышла за него, угрожая заморить девушку голодом.

Это не любовь, это месть Гриневу, более удачливому влюбленному. Но справедливость торжествует, ведь мстительность – всего лишь одна из многих отрицательных черт персонажа. И Швабрин в итоге попадает в темницу за измену Родине. То есть человек, не умеющий прощать, скорее всего, не способен сострадать, а значит, жесток и порочен. И Б.Васильев, известный писатель, тоже поддерживает данную точку зрения. Вспомним повесть «Не стреляйте белых лебедей».

Федор Ипатьевич Бурьянов не смог простить Егору Полушкину назначения на пост лесничего. Поэтому вместе с дружками избивает Егора так, что за мужчиной тянется кровавый след до самого дома. Но Полушкин, даже умирая, не отплатил родственнику той же монетой: не выдал, что узнал нападавших. Его совесть чиста, не испятнана местью. Но мне кажется, что дело все-таки в том, кому и за что мстить. Тот же автор в повести «А зори здесь тихие…» рассказывает о гибели пяти девушек-зенитчиц от рук фашистских захватчиков.

Оставшись в живых, командир маленького отряда Васков в ярости убивает немцев, оставляя в живых только четверых. Это праведная месть, и, мне кажется, единственная, имеющая право на существование. Таким образом, месть — низкий для нравственно развитой личности поступок, который, в порыве гнева, может показаться единственно верным. Однако это далеко не так. Лишь единичные случаи достойны праведного возмездия. Но точно не человек, который нарочно или нечаянно вас обидел.

Вариант № 3 по направлению «Месть и великодушие»

Личность рождается одновременно с деятельностью: на добро или на зло. Поэтому бывают личности со знаком плюс, а бывают — со знаком минус. Те люди, которые ничего не делают, чтобы избавиться своих «минусов», становятся на путь преступности. Что такое преступность? Это — деятельность человека, который поднимает установленные нормы, законы; запрещенную деятельность. По моему мнению, преступность идет от нетерпимости, нелюбви, зависти, обмана, злопамятства, мести.

Библейская мудрость гласит. «Люби ближнего и прощай все несправедливости». А потому я считаю, что месть — это большой грех человека, который может привести к преступлению. Человек, по моему мнению, не имеет права на месть, так как родился для любви. Люди должны прощать друг другу, тогда в их отношениях не останется места для мести. Относительно смертного наказания, то я считаю, что никто не имеет права забирать жизнь у человека. А потому, наверное, не будет одинакового ответа на эту проблему. История показывает, что смертное наказание не оказывало содействие преодолению преступности в разные времена. А потому это не выход из ситуации. И выход я усматриваю здесь один — в высокой духовности людей. Только высоко духовная личность способна прощать, ответить на зло добром, избавиться от страха, открыть свое сердце для любви и нести ее людям.

Личностью является каждый человек. Деятельность человека, как утверждают психологи, бывает воспроизведенной и творческой. Воспроизведенная деятельность — это подготовка к творчеству, необходимый ее элемент, который характеризуется накоплением фактов и данных, необходимых для будущего творчества. А что такое творчество? Наиболее распространенная мысль: творчество — это рождение чего-то нового, связанного с преобразованием практического опыта человека. Есть люди одаренные, наделенные Божьей искрой, которые владеют большим талантом, — это люди, которые постоянно работают над усовершенствованием своих возможностей, и в этом их творчество.

Такой творческий человек — это профессионал своего дела, высокоразвитая, духовно богатая личность, которая создает духовные или материальные ценности человечества. Но творческих и талантливых людей в мире значительно меньше, чем творческих и трудолюбивых. Так как, по моему мнению, творчество возможное и в будничной жизни простого человека. Я считаю, что и домохозяйку, которая устроила в доме волшебный порядок, можно назвать человеком творческим. И садовник, который выращивает новые сорта растений — творческий человек. За годы обучения в школе я не раз слышала «творческий ученик», «творческий учитель». Это какого же человека называют творческим? Творческий человек тот, который вносит элементы нового, который совершенствует, развивает, обогащает себя и окружающую действительность. Это человек, который способен создавать.

В сложное и трудное время мы живем. Может, именно через это теряем такие черты национального характера, как гостеприимность, милосердие, сочувствие. А этого так не достает нашим стареньким дедушкам и бабушкам. Мне бывает стыдно проходить переходами метро, так как там многие люди преклонного возраста просят милостыню. Это значит, что они никому не нужны: ни государству, ни родным. Отдав свои силы развитию государства и воспитанию детей, они оказались за гранью бедности. Раньше к старым людям относились с большим уважением.

Недаром говорили: «Пока деда, пока и хлеба; пока баба, пока и совета». Даже, если дедушка уже не слезал из печи, от него можно было услышать много поучительного и полезного. Для ребятишек он был непочатым источником захватывающих повествований, небылиц, сказок. Бабой дорожили даже больше, чем дедом. Она была суровым охранником норм морали, праздничных обычаев, семейных традиций. Ее присутствие и за праздничным столом, и на семейных советах укрепляло семью, делало ее богатой, духовной.

Надеюсь, что и мои ровесники, люди третьего тысячелетия, с таким же почетом и уважением будут относиться к людям преклонного возраста.

Вариант № 4 по направлению «Месть и великодушие»

Месть существовала издавна. Древляне отомстили князю Игорю. Княгиня Ольга отомстила древлянам за смерть мужа. Семьи Монтекки и Капулетти уже не знали, что послужило причиной их вражды, но продолжали смертельно враждовать. Жертвой этой вражды стали юные влюбленные — Ромео и Джульетта. Цепная реакция мести является бесконечной. В мире существует много вещей, которые могут причинить смерть любимому человеку.

Есть события, которые тяжело пережить. Месть — острая. Она поражает и жертву, и мстителя, связывая их навсегда, и смерть или исчезновение одного не означает прекращения страданий другого. К жажде мести невозможно приспособиться. На Востоке говорят: если ты решил мстить, лучше готовь сразу две гроба. Следствия мести, причиненные импульсивно, в состоянии аффекта, имеют силу взрыва. Но есть и мелкая месть, взаимные «булавки», возможно остроумные, очень быстро выходят из-под контроля. Для многих людей это превращается в какой-либо спорт — правила, система ударов в ответ. Жизнь становится адом, и уже никто не разберет — кто первый начал.

Победителей в этой ситуации быть не может. В начале XX века психоаналитики установили, что потребность в мести связанная с желанием человека руководить своей жизнью. Когда это невозможно, мститель способен нанести тяжелые ранения даже самому себе — лишь бы поставить в укор человеку, которому надо отомстить. Страшная разрушительная сила мести несовместима с гуманной личностью. Месть не имеет смысла. Но сколько же людей, как граф Монте-Кристо, строит свою жизнь на мести!

Сегодня в агрессивном мире человек не может выжить без соответствующей агрессивной реакции. Еще в библейские времена христианская религия предлагала сойти с пути мести, простить друг другу большое и малое зло и жить в согласии. Но человечество все еще идет по этому пути, живя по правилах древних времен: глаз за глаз, зуб за зуб. Следствием разрушения башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке самолетами с террористами есть новая война в Афганистане — убитые и искалеченные невиновные люди. Бесконечное зло может разрушить всю нашу планету, о которой еще Юрий Гагарин говорил: «Берегите нашу Землю, она такая маленькая!»

Наверное, надо подняться высоко — в самый космос, над собой, над человечеством, чтобы увидеть Землю и ощутить то, что ощутил наш первый космонавт. Люди должны отказаться от желания разрушать. Важно стать выше самого себя, переступить через страшные чувства и отважиться жить без зла. Надо научиться прощать. Есть даже такая наука, которая разработана психологами Нью Эйдж — наука прощения. Пусть тот, кто не знает, как это сделать, просто очень захочет этого. Начать жить снова. И быть счастливым.

Вариант № 5 по направлению «Месть и великодушие»

Что же такое месть? Это действие, в ответ на обиду или оскорбление. Абсолютно низкий для человека поступок, который, в порыве гнева, может показаться единственно верным и уже не видно других путей решения проблемы.

Во все времена люди прибегали к мщению, доказательства тому — литература. Негативные последствия мести можно обнаружить в романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени».

Грушницкий, выслушав насмешки над своими чувствами по отношению к Мери, решает спровоцировать Печорина на дуэль (что у него благополучно выходит). Впоследствии Грушницкий погибает по вине своей глупости и неуступчивости.

Разумно поступил персонаж Александра Сергеевича Пушкина — Дубровский, вовремя осознавший возможные последствия. Он хотел сжечь поместье Троекурова в отместку за отца. Но препятствовала тому любовь к Маше. Разве Дубровский мог причинить ей боль, человеку, который был для него дороже всех? К тому же, эта месть могла повлечь за собой войну между семьями, а главному герою вряд ли хотелось такой развязки.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что ничего хорошего месть за собой не влечет, нужно обдуманно подходить к вопросу о взаимоотношении между людьми и учиться прощать.

Вариант № 6 по направлению «Месть и великодушие»

Можно ли оправдать месть? Это сложный этический вопрос, на который каждый ответит по-своему. Однако никто не может сказать честно, пока сам не окажется в ситуации, когда правосудие и месть в его сознании сольются воедино. Кто-то сможет превозмочь себя и отказаться от зла в ответ на зло. Но большинство людей, как я думаю, ответит ударом на удар. И в некоторых ситуациях я могу их оправдать. Приведу примеры из литературы.

Бывают случаи, когда месть — единственное средство добиться правосудия. Например, в книге В. П. Астафьева «Людочка» молодую девушку изнасиловали преступники. Один из них, зачинщик, только что вернулся из тюрьмы и набросился в темном парке на героиню, заставив и других сообщников овладеть ею силой, чтобы все они были связаны одним преступлением. Несчастная жертва ни у кого не нашла поддержки: наставница ее сказала, что это норма, мать была занята созданием новой семьи, а знакомый парень и вовсе стал одним из насильников. Никто не проявил должного участия к ее судьбе. Отчаявшаяся Люда повесилась, так и не найдя выхода. Узнав об этом, ее отчим пошел и зверски избил Стрекача, того самого мужчину, который первым набросился на девушку. Я понимаю, что это самосуд, но осуждать героя не могу, ведь его гнев достоин оправдания, раз власть бездействовала, а преступников никто не смог остановить.

В книге М. Горького «Макар Чудра» молодые цыгане не смогли найти общий язык. Радда и Лойко любили друг друга, но были слишком горды и независимы, чтобы признать власть чувства над собой. Героиня поставила перед возлюбленным ультиматум: либо он встает на колени перед ней при всем таборе, либо она никогда не выйдет за него замуж. После разговора он долго и напряженно думал. И вот они вдвоем стоят друг напротив друга, и женщина уже предвкушает победу. Но вдруг Лойко убивает ее и падает перед ней на колени, как она того и хотела. Героиня лишь прошептала, что избранник все сделал правильно. Но отец Радды думал иначе и убил молодого цыгана. Он отомстил за дочь, и Лойко знал, что так будет. Старика нельзя осуждать, ведь потеря ребенка – это самое ужасное потрясение в жизни родителя, и этого горя никак не забыть и не смягчить. Тем более молодой человек прекрасно понимал, на что идет, убивая дочь на глазах отца.

Таким образом, в некоторых случаях месть можно оправдать, ведь иногда людям больше не на кого рассчитывать, кроме них самих. Оставляя преступников без наказания, они обрекают на заклание новых жертв. Также бывают случаи, когда злоумышленник сам призывает возмездие, осознавая вину и принимая ту меру, которую избрал тот, кто имеет моральное право воздать преступнику по заслугам. Я считаю, что в этих ситуациях месть может быть оправдана.

Источник: https://multiurok.ru/files/itogovoe-sochinenie-2018-napravlenie-mest-i-veliko.html

Как вы понимаете выражение «сладкая месть»? (Итоговое сочинение)

Как вы понимаете выражение «сладкая месть»? Это ощущение безусловного удовольствия от своих действий, направленных во вред человеку, который так или иначе «перешёл дорогу» человека, который решился на месть. Особенно она сладка, как говорят во многих фильмах и художественных произведениях, когда между нанесённой обидой и временем исполнения мести проходило длительное время. Обычно такой человек живёт этой самой мыслью о мести. Он детально продумывает как и что сделает, и когда наступит подходящее время. Я считаю, что это самое отвратительное, что может быть в человеке. Потому что месть в порыве чувств и эмоций ещё можно оправдать. Но продуманная заранее и пронесённая через огромный промежуток времени с холодным умом и равнодушием в сердце — это отвратительно. И человек, испытывающий от такого ещё и удовольствие, «сладость», априори не может быть порядочным и благородным.

И в целом является отталкивающим и пугающим для меня.

К примеру, в произведении Александра Сергеевича Пушкина «Выстрел» Сильвио дождался момента, когда его обидчик будет дорожить своей жизнью. Ведь в первый раз дуэльной встрече он отнёсся так пренебрежительно к опасности, исходящей от Сильвио. Герой дождался момента, когда обидчик женится и испытает счастье. И именно в этот прекрасный момент он заявился на порог его дома и напомнил ему о том, что у Сильвио остался тот злополучный выстрел, который он теперь собирается осуществить. Бедного человека будто поразило громом, но он признал справедливость этого решения и готов был умереть. Только случайность спасла его от жестокости Сильвио. И разве главный герой стал от этого добрее? Каково ему было так долго ждать исхода? И разве он сделал этим чувством кому-то лучше? Странный выбор, на мой взгляд, — хранить столько времени месть. Благо, ему хватило благородство не завершить свою затею до конца и оставить в живых обидчика.

Другой пример придумайте, пожалуйста, сами — можно вспомнить бытовую ситуацию, когда ревнивый муж увёз жену в лес и отрубил ей кисти рук из-за того, что она подала на развод. Хотя это ведь сочинение, а не криминалистическая сводка, так что лучше придумайте что-нибудь подобрее.

Таким образом, «сладкая месть» является отравляющим чувством, превращающим хорошего человека в жестокого и злого. Поэтому лучше подобных чувств избегать или же открыто с ними бороться, но не позволять этому чувству завладеть сердцем.

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=40187

>Месть в русской литературе

Месть и великодушие

Определение 1

Вечные темы (в искусстве) — традиционные, неисчерпаемы проблемы, всегда актуальные в любом обществе, которые можно по-разному интерпретировать в разные исторические эпохи.

К ряду вечных проблем относятся, конечно, противостояние добра и зла, света и тьмы, конфликт разума и чувства (или долга и чувства), вопрос смысла жизни человека и многие-многие другие. В список неисчерпаемых тем входит в том числе и проблема мести.

Когда речь заходит о проблеме мести и её отражении в литературе, невозможно оставить в стороне понятие-антипод мести — великодушие.

Определение 2

Месть — вред, причиняемый в наказание за вред, причинённый ранее.

Великодушие — свойство характера человека, его способность к прощению, незлопамятности; одна из высших добродетелей человека.

В каком-то смысле эта проблема является частным случаем противостояния добра и зла. В данном случае с понятием добра соотносится великодушие, месть же остаётся в категории зла. Великодушие — это проявление внутренней силы, в то время как месть — это слабость, неспособность противиться искушению ответить ударом на удар.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Сюда же можно отнести вечное противостояние динамики и статики, гармонии и хаоса. Великодушие здесь — это внешнее проявление гармонии души человека, находящегося в состоянии мира с окружающими. Месть же — бесконтрольная деструктивная сила, разрушительная энергия которой направлена как на мстящего, так и на его жертву.

Все эти рассуждения появлялись в произведениях русской классической литературы. Многие авторы обращались к этой теме, рассуждая о том, является ли месть необходимой мерой защиты или же духовной слабостью.

Месть в произведениях А.С. Пушкина

Не обошёл стороной данную вечную тему и Александр Сергеевич Пушкин, «солнце русской поэзии». Рассуждение над данной проблемой можно найти на страницах сразу нескольких его крупных произведений:

  1. «Капитанская дочка»;
  2. «Евгений Онегин»;
  3. «Дубровский».

В романе «Капитанская дочка» причиной для появления темы мести становится конфликт главного героя, Петра Гринёва, с офицером Белогорской крепости Алексеем Швабриным. Начав как друзья, вскоре молодые люди обнаруживают, что слишком разнятся для того, чтобы быть друзьями. Камнем преткновения, обнажившим несхожесть натур Швабрина и Гринёва, стало их отношение к дочери коменданта крепости, Маше Мироновой.

Швабрин, будучи не в состоянии принять тот факт, что Маша влюблена в Гринёва, а не в него, вызывает Гринёва на дуэль, где подло ранит противника. Чуть позже Швабрин насильно удерживает Машу в плену, заставляя её выйти замуж за него. Не может простить Гринёву Швабрин и того, что Пётр вызволил Машу из плена. Последним актом мести, совершённым Швабриным, становится его донос на Гринёва, из-за которого того едва не казнят.

Все самые худшие поступки Алексея Швабрина были продиктованы его желанием мести.

К ужасным последствиям приводит и мстительность Евгения Онегина, задумавшего поквитаться со своим другом, Владимиром Ленским, за то, что тот немного обманул его, преуменьшив список приглашённых на именины Татьяны Лариной гостей. В отместку другу раздосадованный Онегин флиртует с любимой девушкой Ленского — Ольгой. Конфликт, начавшийся из-за пустяка, заканчивается гибелью Ленского от рук Онегина на дуэли, поскольку Евгений оказывается не в состоянии признать, что был неправ, и попросить прощения.

Бесконечный цикл мести мы видим в романе «Дубровский», где весь сюжет построен на том, что персонажи мстят за новые и новые козни в отношении друг друга. Конфликт помещиков Дубровского и Троекурова, пустяковый и ничтожный, приводит к смерти Дубровского, сын которого не может простить гибели отца и становится разбойником, русским Робин Гудом. Цикл мести смогла остановить только любовь Дубровского к Маше Троекуровой, дочери помещика.

Великодушие побеждает месть.

Замечание 1

Александр Дюма: «Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом».

Месть в произведениях А.П. Чехова

Антон Павлович Чехов, мастер коротких рассказов, также не обошёл стороной тему мести, которая появляется в двух его произведениях:

  1. «Неприятность»;
  2. «Месть».

Герой первого рассказа, врач Овчинников, ссорится с фельдшером. Их конфликт доходит до абсурда, когда они постоянно строчат донесения друг на друга. Разрешить конфликт было бы очень легко — лишь проявлением толики милосердия, однако ни врач, ни фельдшер на такое великое чувство не способны.

В рассказе «Месть» декорации меняются. Главный герой, Лев Турманов, привыкший к тому, что его жена ему изменяет, узнаёт о том, что его друг также с ним нечестен — тоже является изменником. В голове у Турманова рождается план мести — попытка подставить друга, Дягтерёва, под арест. Однако месть не удаётся, и провидение будто доказывает нам, что это недостойное поведение: Турманов оказывает Дягтерёву услугу вместо того, чтобы навредить.

Герои Чехова — обычные, простые люди, которые не обладают огромной способностью к прощению, большим сердцем и трепетной душой. И автор показывает нам, насколько мелочны и бессмысленны ссоры его героев.

Замечание 2

Луи Жаколио: «Месть — это чувство, доступное самым мелким умам».

Произведения великой русской классики учат нас, что месть никогда не приносит удовлетворения. Она лишь позволяет колесу насилия катиться дальше. Насилие порождает насилие — снова и снова, и так до бесконечности. Лишь великодушием, добротой можно принести гармонию и в мир вокруг, и в свою душу.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/mest_v_russkoy_literature/

Может ли месть быть «сладкой»?

Часто можно услышать выражение «сладкая месть». Думаю, каждый знает, что месть – расплата за обиду, зло. Она влечет за собой боль, горе, разочарование. Месть – грех, который не прощается Всевышним. Когда задумываешься над этими фактами, невольно возникает вопрос: «Может ли месть быть «сладкой», неужели она может приносить наслаждение?»
Все дело в том, что люди по-разному относятся к обидам, злу. Одни пытаются их забыть, другие – прощают. Но, к сожалению, есть еще одна категория – люди, которые, испытав обиду, загораются жаждой мести. Это желание насколько сильно, что всецело поглощает человека. В какой-то момент мститель осознает, что живет мыслями о расплате. Он считает, что с души его спадет тяжелейший груз, как только свершится его страшный задум. Так месть обретает «сладость». Человек начинает смаковать мыслями о ней и самим процессом.
Другой вопрос, надолго ли хватает этого приятного привкуса? Понаблюдав за окружающими, я уверился, что под сладкой оболочкой мести скрывается горькая серединка.
Ответить на поставленный вначале вопрос помогут примеры из литературы. Многие писатели показывали, как жажда мести овладевает человеком, а сам процесс приносит ему некое наслаждение. Главный герой романа М.Ю. Лермонтова Печорин влюбился в кавказскую красавицу Бэлу. Он решил украсть ее и таки свершил задуманное. Но в Бэлу был влюблен Казбич. Он добивался руки девушки, когда же узнал, что она в плену, решил отомстить Печорину. Казбич украл Бэлу. «Пропажа» была замечена. Печорин отправился в погоню. Казбич понял, что вдвоем с девушкой убежать не удастся, поэтому убил пленницу.

Эта месть была для Казбича «сладкой», особенно сразу после убийства. Мужчина осознавал, что Бэла не достанется ему, теперь же он знал, что и соперник останется ни с чем. Насколько хватило этого «сладковатого привкуса» судить сложно, но можно предположить, что через какое-то время Казбич сожалел о содеянном. Счастья убийство не принесло никому.
Примеры «сладкой» мести находим и в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Один из главных героев романа Швабрин живет желаниями отомстить. Ему кажется, что это принесет ему наслаждение. Мужчина получает отказ от возлюбленной, что задевает его самолюбие. Позже он узнает, что Маша Миронова влюблена в Гринева и вызывает молодого человека на дуэль. Но и этого Швабрину мало. Он похищает Машу, издевается над ней и это приносит герою наслаждение. Вскоре справедливость восстанавливается: Машу освобождают, а жизнь Швабрина идет под откос.
Этот пример еще раз доказывает, что месть может быть «сладкой», но длится это лишь некоторое время. Рано или поздно мстителю приходится отвечать за свои поступки, особенно если они были подлыми и несправедливыми.
Можно сделать вывод, что месть бывает «сладкой», но нужно помнить о горьком послевкусии.

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Любую ли обиду можно простить?
  • Как связано понятие «раскаяние» с «местью»?
  • Может ли месть принести разочарование?
  • Что такое возмездие?
  • Источник: https://www.sochinyashka.ru/russkiy_jazik/mojet-li-mest-byt-sladkoy.html

    Сладкая месть

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Пролистать наверх