Женский журнал

Славянский бог плодородия

Боги восточных славян

Справа — пантеон Владимира в представлении древнерусского книжника Пантеон князя Владимира

  • Перун — главный бог, покровитель князя и дружины, также громовержец. Сменился Ильёй-пророком.
  • Хорс — олицетворённое солнце
  • Дажьбог — солнечное божество, в фольклоре — замыкает зиму и отмыкает весну, покровитель свадеб, в книжности — предок русских людей от князя до земледельца
  • Стрибог — божество, связанное, вероятно, с атмосферными функциями (ветром)
  • Семаргл — полубожественный персонаж с неясными функциями, возможно — вестник между небесным и земным мирами
  • Мокошь — женское божество, покровительница прядения и ткачества. Сменилась Параскевой-Пятницей.

Другие боги Древней Руси

  • Волос ~ Велес — учёными обычно отождествляются, однако в источниках упоминаются в разных контекстах:
    • Волос — «скотий бог», покровитель скота. Сменился св. Власием Севастийским.
    • Велес — бог-покровитель сказителей и поэзии, поскольку сказитель Боян назван в «Слове о полку Игореве» Велесовым внуком.
  • Рожаницы и Род — персонажи, олицетворявшие предначертанное, судьбу новорожденного, «что на роду написано»
  • Сварог — возможно, бог-кузнец
  • Сварожич — олицетворённый огонь

Похороны Костромы. Рисунок с лубка. XIX век Ритуально-календарные персонажи

  • Масленица
  • Ярила
  • Кострома
  • Кострубонька
  • Коляда
  • Купала

Обрядовые и фольклорные олицетворения праздников являлись не богами, а персонажами карнавально-игровой природы. По мнению ряда учёных, будучи архаичным этапом развития культа умирающего и воскресающего божества, мыслились средоточием сил плодородия и плодовитости. После чествования и оплакивания чучела разрывались, утапливались или сжигались. Остатки разбрасывались по полям или в хлеву.

«Боги» и персонажи книжного происхождения

  • Троян — персонаж-символ древности в «Слове о полку Игореве». В других источниках перечисляется вместе с остальными богами. На Русь был заимствован видимо из южнославянской фольклорной традиции.
  • Дый — вариант имени античного Зевса в древнерусских поучениях против язычества.
  • Алконост и Сирин — мифические птицы древнерусских книжных произведений, заимствованы из античной традиции.

Боги западных славян

Идол балтийских славян (о. Волин) Боги балтийских славян

  • Святовит — главный бог Арконы, связан с войной и победой
  • Триглав — главный бог своей местности, с ним связан священный вороной конь, у его идола три головы
  • Сварожич (Радегаст) — главный бог земли ратарей, связан с воинскими функциями
  • Чернобог — злой бог, приносящий несчастье
  • Прове — главный бог округи Старгарда, почитался в священной дубовой роще
  • Припегала — бог с неясными функциями, судя по источнику — «дионисийского» типа
  • Подага — бог вагров с неясными функциями, имевший храм и идол в Плуне
  • Жива — женское божество, главное божество своей местности

Три бога Кореницы

  • Яровит — бог войны и плодородия
  • Руевит — главный бог Кореницы, бог войны
  • Поревит или Поренут — бог с неясными функциями

Чучело Маржаны, приготовленное к сожжению Ритуально-календарные персонажи

  • Марена (Морена, Маржана) — весенний мифо-ритуальный персонаж, чучело, воплощение смерти и зимы, которое топили, разрывали или сжигали

Низшие персонажи

  • Рарог — мифологическая огненная птица
  • Велес — чёрт, демон в чешских поговорках
  • Паром (Перун) — упоминается в проклятиях (типа Parom do tebe! или Ej, do Pioruna!)

Персонажи низшей мифологии

  • Заложные покойники — люди, умершие не своей смертью (утопленники, самоубийцы, опойцы и т. д.)
  • Русалка — душа «заложного» покойника
  • Мавка — злой дух, русалка, дух умершего некрещёного ребёнка
  • Вила — женское мифологическое существо, в которое превращается девушки, умершие без крещения
  • Упырь — «заложный» покойник, убивающий людей и пьющий их кровь
  • Святочная нечисть — нечистая сила, активизирующаяся во время Святок
  • Бес — злой, враждебный людям дух
  • Волколак — колдун-оборотень, способный принимать облик волка
  • Берегиня — женский дух, покровитель растительности, обитающий у водоемов
  • Лихорадка — женский дух, вселяющийся в человека и вызывающий болезни
  • Огненный змей — демон в виде огненного шара, залетающий в печную трубу и посещающий женщин, тоскующих по мужьям
  • Кикимора — отрицательный женский персонаж, обитающий в жилище человека и в других постройках, прядущий по ночам
  • Полудницы — женские полевые духи полудня, как рубежного и критического времени
  • Домовой — дух-покровитель дома
  • Банник — дух-хозяин бани
  • Дворовой — дух-хозяин двора
  • Овинник — дух-хозяин овина
  • Водяной — дух-хозяин рек и водоёмов
  • Леший — дух-хозяин леса
  • Баба-яга
  • Борута — польское название духа — хозяина леса (Лешего)

См. также: Дух места в славянской традиции

Примечания

  1. Прокопий Кесарийский. Война с готами. Книга VII (книга III Войны с готами), 14
  2. Белова О. В., Виноградова Л. Н., Топорков А. Л. Земля // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 315—321.
  3. 1 2 ПВЛ 1950 I, с. 56.
  4. ПВЛ 1950 I, с. 25, 38-39, 52, 56, 80-81; Новгородская I летопись (989 г.), Новгородская IV и Софийская I летописи; Беседа трёх святителей; Хождение Богородицы по мукам и др.
  5. ПВЛ 1950 I, с. 56; Беседа трёх святителей; Слово о полку Игореве, с. 36; Хождение Богородицы по мукам, 23.
  6. ПВЛ 1950 I, с. 56, 197—198 (Ипатьевская летопись); Слово о полку Игореве, с. 17, 19.
  7. ПВЛ 1950 I, с. 56; Слово о полку Игореве, с. 12.
  8. ПВЛ 1950 I, с. 56; Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере; Слово св. Григория… о том, как поганые кланялись идолам и др.
  9. ПВЛ 1950 I, с. 25, 52; Проложное житие св. кн. Владимира
  10. Лихачёв Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. — Л.: Художественная литература, 1985. — С. 103.
  11. Слово о полку Игореве, с. 7
  12. Слово Исаии пророка, истолковано св. Иоанном Златоустом, о поставляющих вторую трапезу роду и рожаницам
  13. ПВЛ 1950 I, с. 197—198 (Ипатьевская летопись).
  14. Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере и др.
  15. Пропп, 1995, с. 81—85.
  16. Пропп, 1995, Впервые упоминается в увещевании св. Тихона Задонского жителям Воронежа, 1763 год;, с. 81—85.
  17. Пропп, 1995, с. 98—99.
  18. Пропп, 1995, с. 97.
  19. Мелетинский, 1990, с. 289.
  20. В. Маннхардта, Дж. Дж. Фрэзера, В. Я. Проппа.
  21. Слово о полку Игореве, с. 6, 14, 19, 35; Слово и откровение свв. апостол; Хождение Богородицы по мукам, 23.
  22. Гельмольд I, 52; II, 12; Саксон Грамматик XIV, 564.
  23. Эббон III, 1; Герборд II, 32-33.
  24. Титмар VI, 22-23. Другие источники представляют собой, видимо, уже позднейшие компиляции.
  25. Гельмольд I, 52; Книтлингсага, 314. Как противоположность ему, некоторыми исследователями на основании косвенных источников реконструируется Белобог.
  26. Гельмольд I, 52, 69, 83.
  27. Письмо магдебургского архиепископа Адельгольта, 1108 год (некоторые исследователи высказывают сомнения по поводу его подлинности)
  28. Гельмольд I, 83.
  29. Гельмольд I, 52.
  30. По предположению Р. О. Якобсона, были богами трёх времён года.
  31. Эббон III, 8; Герборд III, 6.
  32. 1 2 Саксон Грамматик XIV, 577.
  33. 1 2 3 Зеленин Д. К. Умершие неестественной смертью и русалки
  34. Пропп, 1995, с. 89-92.
  35. 1 2 Слово св. отца нашего Иоанна Златоустого и др.

Бог плодородия у славян

Древние славяне верили, что окружающая природа может менять свое отношение к людям и помогать или же разрушать все вокруг. Особенным почетом пользовался языческий бог плодородия, которому приносили дары и просили помочи в создании условий для отличного урожая. Чтобы заслужить, милость Высших сил, люди приносили различные жертвы, устраивали праздники и всеми возможными способами демонстрировали свое уважение.

Боги плодородия у славян

В древности у людей было несколько божеств, которые имели отношение к земледелию и урожаю:

  1. Авсень. Отвечает не только за плодородие, но и за смену времени года. Этого бога часто упоминали в колядках. Авсеня связывали с животными, символизирующими плодородие и богатство: конем, коровой, козой и др. Изображали его молодым человеком на коне или идущим по радуге.
  2. Белун. Считали этого славянского бога плодородия ответственным за жатву. Изображали его в виде старика со светлой бородой в одежде белого цвета. Помогает Белун и заблудившимся людям.
  3. Велес. Этот бог природы и плодородия также отвечал за охотников, торговцев и животных. Изображали его стариком с огромной бородой. Было у Велеса несколько волшебных предметов. К примеру, есть у него гусли, и когда он на нем играл, то все вокруг забывали обо всем. В жертву Велесу приносили быков и овец. После урожая славяне непременно оставляли на поле последний пучок колосьев, как говорилось «Велесу на бородку».
  4. Герман. На Руси этого бога плодородия больше всего ценили на юге. Для проведения обряда по вызову дождя использовали глиняную куклу, которая имела явные мужские признаки. Ее закапывали в сухую землю и ждали дождя.
  5. Даждьбог. Этот бог отвечал не только за плодородие, но и за солнце. Изображали его молодым богатырем в доспехах с копьем. Передвигался он по небу на колеснице запряженной грифонами. В руках он держит ритуальные жезлы с изображениями папоротника. В честь Даждьбога проводились разные праздники.
  6. Жива. Богиня плодородия также считалась покровительницей жизни, весны и рождения. Она своими силами воскрешает природу весной и дарит земле плодородие.
  7. Купала. Этого бога считали олицетворением летнего плодородия. Представляли его молодым человек в белых одеждах. Его украшали первые весенние цветы, а на голове находился венок. День Ивана Купала даже в современном мире остается популярным праздником. Славяне в этот праздник почитали бога и приносили им бескровные жертвы.

Источник: https://womanadvice.ru/bog-plodorodiya-u-slavyan

Славянский бог плодородия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх