Женский журнал

Базилика святых Петра и Павла

Отзыв: Экскурсия в Базилику Святых Петра и Павла (Чехия, Прага) — Красивая архитектура и уникальный интерьер внутренних помещений.

Здравствуйте, друзья! Не так давно я писала отзыв об историческом месте Праги — крепости Вышеград. Это место является святым для всех чехов, так как здесь начиналось строится чешское государство. На этой возвышенности первые чешские князья обосновали свою резиденцию, и успешно стали править народом.
Через несколько столетий потомки князей переехали в Пражский град, и знаменитая возвышенность на какое-то время утратила своё значение. Новую жизнь в это место вдохнул князь Вратислав II, когда поссорился со своим братом и решил построить здесь свой собственный центр княжеской власти. Для этого он перенёс в Вышеград свою резиденцию и создал церковную организацию, которая полностью зависела от Римского папы, и не подчинялась Пражской церкви. Благодаря такой перипетии и появился собор Святых Петра и Павла, который первоначально должен был напоминать знаменитый римский храм, посвящённый этим же святым.
За много столетий церковь несколько раз страдала от войн и пожаров, поэтому перестраивалась, и каждый раз приобретала новый облик. Последняя ее реконструкция произошла в девятнадцатом веке, когда собор был выполнен в неоготическом стиле, который мы и можем наблюдать в настоящее время.

Базилика Святых Петра и Павла является главной доминантой древней крепости. Две высокие башни церкви Вышеграда виднеются во многих местах Праги и манят сюда любопытных туристов. Желающие увидеть это великолепие, добираются до этой достопримечательности разными путями. До Вышеграда можно из центра города дойти пешком вдоль набережной, или приехать на трамвае, который останавливается у подножия скалы.
Ну а мы воспользовались пражским метрополитеном, доехав до станции «Вышеград». Идти от метро до крепости примерно пятьсот метров, и заблудиться по дороге невозможно, так как везде стоят указатели.
Чтобы оказаться у собора, необходимо пересечь всю древнюю цитадель. Но это нисколько не утомительно, так как по дороге встречаются интересные достопримечательности, достойные внимания, как, например, ротонда Святого Мартина — одно из самых старых сооружений Праги.

Так как базилика Святых Петра и Павла построена на возвышенности, пришлось подниматься в горку. Собор виднеется издалека, и к нему нас привела главная дорожка.

Ну а когда мы подошли поближе, то перед нами встал вопрос, идти прямо, или зайти в калитку, расположенную в высоком заборе с правой стороны.

Оказалось, что калитка справа — это вход в некрополь, где хоронили людей с самого основания крепости. Сейчас это кладбище представляет из себя музей под открытым небом, где нашли свой покой выдающиеся деятели Чехии, писатели, музыканты, художники…

Здесь можно увидеть настоящие произведения искусств в виде украшенных росписью аркад, интересных надгробий и красивых скульптур.

Пройдя через все кладбище, мы вышли к центральному входу собора Святых Петра и Павла.
Собор стоит практически на краю скалы, перед ним небольшая площадка. Но сфотографировать полностью такое красивое здание вполне возможно. Две высокие башни получили название Адам и Ева.

Западный фасад собора привлекает внимание множеством деталей. Три портала отличаются искусно декорированными нишами над дверями. Самый красивый барельеф, изображающий «Страшный суд», размещен над центральным входом.

Каждая из трех дверей украшена ярким орнаментом, гербами и символами.
Скульптуры святых покровителей храма установлены в верхней части сооружения.
Как я уже писала выше, собор полностью был перестроен в девятнадцатом веке, а через какое-то время Папа Римский подарил храму титул Малая базилика, что дало дополнительные привилегии этому храму.
После такого знатного события на колокольне собора было установлено семнадцать колоколов, звон которых можно слышать каждый час на протяжении всего дня. Для определенного события имеется своя мелодия.
Вход в базилику Святых Петра и Павла платный. Оно и понятно. Средств на реконструкцию внутренних помещений собора, которые проходили в конце двадцатого века, вложено было немало, в следствие чего интерьеры церкви имеют высокую художественную ценность.
Касса находится в холле. Цена билета — пятьдесят чешских крон. Существует система льгот, где билет для студентов и людей пожилого возраста стоит дешевле, а дети проходят бесплатно.
При входе в главное помещение церкви сразу поражаешься яркости красок внутреннего убранства храма. Великолепные орнаменты различных стилей, художественные росписи, фрески украшают стены и своды собора.
Идя по галереям этого красивого здания, не перестаешь удивляться, сколько труда и терпения вложено мастерами в интерьер этого культового сооружения.
Большой удачей для нас было то, что в соборе практически никого не было, тишина и спокойствие прибавляло этому прекрасному месту еще больше торжественности и значимости.
Проходим через центральный неф к главному алтарю храма, который украшен изображениями святых Петра, Павла, Кирилла и Мефодия. В пресвитерии можно разглядеть фрески, рассказывающие о жизни Святых Петра и Павла.
Длинные нефы храма не только красивы своими фигурными росписями и орнаментами, но и таят в себе много интересного и познавательного.
В конце левого нефа, на стене, имеется ценная фреска, изображающая Вышеград в стародавние времена.
В боковых нефах храма расположены по пять капелл, рядом с каждой из которых хочется подолгу стоять, рассматривая живописные картины и скульптурные композиции, изображающие библейские истории.

Множество икон и зажженных свечей, как мне показалось, напоминает обстановку православного храма.
В базилике Святых Петра и Павла хранятся несколько реликвий. В первой часовне с правой стороны от алтаря находится каменный саркофаг семнадцатого века с прахом одного из потомков рода князей Пршемысловичей.
В третьей часовне справа от алтаря можно увидеть копию панно Девы Марии Вышеградской (Дождевой), которое по преданию было написано на деревянной доске рукой Святого Луки. По легенде к этой иконе, которую Карл IV привёз из Италии, во время засухи приходили люди с мольбой о дожде. По обе стороны от иконы находятся образцы Святой Людмилы и Святого Вацлава.
В Шанцовской капелле нашла своё почетное место чудотворная статуя Девы Марии с младенцем, выполненная из дерева мастерами восемнадцатого века. Рядом с Богородицей расположены статуи Святой Цецилии и Святой Екатерины. В нише стены этой капеллы находится ларец с останками членов рода Пршемысловичей.

Привлекают внимание огромные стрельчатые окна с витражами, изображающие библейские мотивы.

Осматривая каждую капеллу, мне казалось, что я нахожусь в музее, так как здесь размещены некоторые исторические экспонаты. А вообще, в соборе имеется сокровищница, где можно увидеть золотые и серебряные украшения, предметы церковной утвари старых времён.
На балконе установлены два небольших органа. Было бы замечательно услышать в таком красивом месте органную музыку, но в наше посещение такого чуда не произошло.
Налюбовавшись вдоволь красотою внутреннего убранства базилики Святых Петра и Павла, мы покинули этот великолепный храм. В холле немного задержались около витрины с сувенирами.
Рядом с храмом расположено кафе и туалетные комнаты.
Выйдя из собора, и немного пройдя вперёд, мы очутились на смотровой площадке, откуда открываются замечательные виды на районы Праги и реку Влтава.
Удачные фотоснимки базилики Святых Петра и Павла можно получить со стороны живописного сквера.
Пройдя через этот парк, мы оказались еще на одной смотровой площадке, где можно наблюдать совершенно другие пейзажи.

Всем гостям Праги советую посетить Вышеград и главную его достопримечательность — базилику Святых Петра и Павла. В этом месте вы не только познакомитесь с архитектурным шедевром и мастерством чешских художников, но и прикоснетесь к древней истории Чехии, а также почувствуете дух средневековых легенд, который витает над всей территорией крепости.
Всем приятных путешествий и новых открытий!

Источник: https://otzovik.com/review_7450510.html

История

Король Вратислав II и Древо Иессеево. Вышеградский кодекс, 1085 год

Возникновение храма в Вышеграде во многом связано с борьбой за власть между князем Вратиславом II и его братом Яромиром, епископом Пражским, во второй половине XI века. Как писал хронист, «Король не желал считать брата равным себе, а епископ не хотел быть ниже брата… Иногда непримиримость между ними доходила до такой степени, что король иногда в праздничные дни не имел при себе епископа, который должен был возлагать корону на его голову». Вратислав, желая создать новый центр власти, избрал своей резиденцией Вышеград, где решил учредить и церковную организацию, независимую от Пражской епархии. В результате в 1070 году был учреждён независимый от пражского епископа Вышеградский капитул, подчинявшийся непосредственно римскому папе (капитул оставался независимым до 1763 года), и заложен костёл Святых Петра и Павла по образцу римского храма Петра и Павла. Строительство храма, видимо, продолжалось до 1080 года. Если верить хроникам, князь Вратислав лично участвовал в строительстве храма, доставив 12 корзин камней для фундамента.

Костёл был возведён в виде базилики в романском стиле и предназначался в том числе для погребения в нём короля Вратислава II и членов королевской семьи. Считается, что в 1092 году король Вратислав был похоронен в этом храме, однако археологические исследования не привели к обнаружению здесь его останков.

В 1129 году храм был существенно расширен. В 1249 году в храме случился пожар, после которого костёл в основном утратил свой романский облик и был восстановлен в виде раннеготической трёхнефной базилики. В 1295 году к базилике был пристроен нартекс, вероятно, с западной стороны, остатки которого были полностью снесены в 1888 году.

При императоре Карле IV в 1369 году в результате масштабной реконструкции костёл получил облик готического трёхнефного храма с капеллами в боковых нефах. Во время гуситских войн в 1420 году Вышеград был захвачен гуситами и храм Святых Петра и Павла при этом был существенно повреждён. В 1495 году после окончательного восстановления храм был заново освящён.

В 1575 году итальянский архитектор Ульрико Аосталли де Сала и мастер Бенедикт работали над сводом по всей видимости главного нефа, а в 1576 году храм был перестроен в ренессансном стиле. В 1678 году в барочном стиле была построена колокольня, а в 1708—1711 и 1723—1730 годах была проведена реконструкция храма (прежде всего, свода и фасада) в стиле барокко. Автором барочного проекта был чешский архитектор итальянского происхождения Ян Сантини, а руководство работами осуществлял Франтишек Максимилиан Канька. В 1740—1741 годах находящаяся в южной части пресвитерия капелла Святой Анны была перестроена, а после 1764 года в неё была перенесена чудотворная статуя Девы Марии Шанцовской, которой с тех пор посвящена эта капелла (так называемая «Шанцовская капелла»).

Последней перестройкой храма стала начатая в 1885 году реконструкция в неоготическом стиле. Её автором был известный архитектор Йосеф Моцкер. В ходе реконструкции был расширен пресвитерий, созданы ризница и хранилище, барочный главный неф стал неоготическим и вновь получил свой свод. Роспись пресвитерия и Шанцовской капеллы осуществил венский художник Карл Йобст (1835—1907). На тимпане над главным входом храма Штепаном Залешаком в 1901 году был вырезан рельеф на тему «Страшного суда». Строительство закончилось в 1902—1903 годах, когда были возведены две неоготические передние башни, названные «Адам» и «Ева», проект которых был выполнен архитектором Франтишком Микшей, а также была отстранена барочная колокольня, возведённая в 1678 году. После завершения реконструкции храм обрёл его нынешний внешний облик.

Во время реконструкции после 1887 года была вновь перестроена Шанцовская капелла. Капеллу подняли на один этаж, в ней вновь были проделаны окна в неоготическом стиле, потолок был преобразован в готический крестовый свод. Стены капеллы были расписаны Карлом Йобстом сценами из жизни Девы Марии. Свод люнет капеллы были расписаны Франтишеком Урбаном и его супругой Марией Урбановой. Неоготические алтарь и скамьи были сделаны по проекту Моцкера в 1894—1895 годах

В 1988—1994 годах интерьер храма был существенно переделан, что потребовало немалых затрат. 25 марта 2003 года папа Римский Иоанн Павел II наделил капитульный храм Святых Петра и Павла титулом малой базилики.

Скульптурный элемент над
боковой дверью базилики
Вид на Вышеград и базилику со стороны Влтавы Тимпан над главным входом в базилику.
«Страшный суд», Штепан Залешак. 1901 год
Фасад базилики, неоготические
башни «Адам» и «Ева»

Описание

Храм представляет собой трёхнефную псевдобазилику в неоготическом стиле с капеллами и ризницами в боковых нефах, глубоким закрытым пресвитерием и двумя симметричными башнями по бокам главного фасада. Неоготический фасад базилики богато украшен, помимо прочего, порталами и башенками. На фасаде базилики находится памятная доска, повествующая крещении 14 чешских князей в 845 году в Регенсбурге.

Интерьер базилики изобилует украшениями в форме стенных орнаментов и фигурных росписей в стиле модерн, выполненных профессором Франтишеком Урбаном и его супругой Марией Урбановой в 1902—1903 годах. Пресвитерий расписан фресками венского художника Карла Йобста, воспроизводящими сцены из жизни Святых апостолов Петра и Павла. Стена левого бокового нефа содержит фреску в стиле барокко, на которой изображён предполагаемый облик Вышеграда в 1420 году.

Стеклянные витражи храма были изготовлены по проекту Франтишека Секвенса. Главный алтарь базилики был вырезан в 1884—1889 годах резчиком Йозефом Грубешом по проекту Йосефа Моцкера. На алтаре изображены святые апостолы Петр и Павел и святые Кирилл и Мефодий.

В первой капелле справа находится каменный саркофаг в романском стиле XII века. Легенда гласит, что в нём находятся останки святого Лонгина, но на самом деле в нём был погребён один из представителей династии Пршемысловичей. В результате археологических исследований в этой капелле был найден образ Девы Марии с младенцем Иисусом, датируемый периодом правления Карла IV (1346—1378).

Во второй капелле слева находится алтарь чешских покровителей, украшенный в начале XX века резчиком Яном Кастнером в стиле модерн. В третьей капелле справа на алтаре между образами Святого Вацлава и Святой Людмилы находится знаменитое панно Девы Марии Дождевой — памятник готической живописи середины XIV века. Панно хранилось в коллекциях императоров Карла IV и Рудольфа II. Этот образ вероятно был привезён Карлом IV из Италии, где проходила его коронация, а в 1606 году панно было подарено храму Святых Петра и Павла в Вышеграде. Согласно преданию, образ Девы Марии Дождевой был написан самим евангелистом Лукой. Во времена засухи к образу Девы Марии приходили процессии с мольбами о дожде.

В Шанцовской капелле находится чудотворная полихромная статуя Девы Марии с младенцем, вырезанная из дерева в 1725 году в стиле барокко резчиком Шимоном Талером. Статуя располагается на алтаре под балдахином между меньшими по размеру статуями Святой Цецилии и Святой Екатерины, созданными в XIX веке. В восточной стене капеллы находится ниша, в которой помещается стеклянный ларец с костями предполагаемых останков членов династии Пршемысловичей, могилы которых были разорены, а кости разбросаны по всему кладбищу в 1420 году.

Главный алтарь базилики Фреска в стиле барокко с предполагаемым
обликом Вышеграда в 1420 году
Один из сводов базилики Одна из фресок в стиле модерн

Вышеградское кладбище в ареале базилики

Базилика Святых Петра и Павла

Внутри Базилики Святых Петра и Павла особая атмосфера. Интерьер поражает пышностью и красотой. Стены украшены росписями, витражами, панно и орнаментами в стиле модерн. В храме установлено 17 колоколов, которые «вызванивают» определенную мелодию.

Базилика Святых Петра и Павла, фото Avishay Reuven Shem-Tov Dlugy

Базилика Святых Петра и Павла (Bazilika svatého Petra a Pavla) была основана на Вышеграде около 1070 года по указу князя Вратислава II. В хронике записано, что князь сам принес двенадцать корзин камней для фундамента. Это второе старейшее сооружение крепости после Ротонды св. Мартина.

Церковь неоднократно перестраивалась. Современный неоготический вид она приобрела в 1885-1903 годах, проект разработал Й. Моцкер. Были созданы ризница и хранилище, расширен пресвитерий, главный неф стал неоготическим, над главным входом на тимпане появился рельеф «Страшный суд», по бокам главного фасада были возведены 2 башни «Адам» и «Ева».

Интерьер храма был переделан в 1988—1994 годах. В нем много росписей в стиле модерн. На главном алтаре изображены святые Петр, Павел, Кирилл и Мефодий. Справа в часовне установлен каменный романский саркофаг XII века, в котором погребен один из Пршемысловичей. В ходе археологических исследований здесь была найдена скульптура Девы Марии с младенцем Иисусом XIV века. На алтаре третьей часовни справа находится панно Девы Марии Дождевой XIV века, вероятно написанное самим евангелистом Лукой. Слева в часовне – алтарь чешских покровителей. В Шанцовской часовне на алтаре под балдахином помещена полихромная чудотворная статуя Девы Марии с младенцем (XVIII век).

В настоящее время Базилика Святых Петра и Павла – это приходский капитульный храм Королевского коллегиального капитула Святых Петра и Павла на Вышеграде.

Как добраться

Ехать трамваем 2, 3, 5, 4, 7, 12, 17, 20, 21, 92, 99 до остановки Výtoň.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Источник: https://pragagid.ru/bazilika-svateho-petra-a-pavla-175

Базилика святых Петра и Павла

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх