Женский журнал

Свойства памяти человека

24. Память, виды и свойства.

  • •1. Особенности психологии как науки. Различия житейской и научной психологии.
  • •2. Бихевиоризм (предмет исследования, основной метод исследования, образ человека, достоинства и ограничения данных направлений).
  • •3. Психоанализ з. Фрейда (предмет исследования, основные методы; образ человека; достоинства и ограничения данного направления).
  • •4. Культурно-историческая теория развития психики л. С. Выготского (понятие о психике, о высших психических функциях и законе их развития).
  • •6. Понятие о сознании. Структура сознания (чувственная ткань образа, значение, личностный смысл).
  • •7. Понятие о самосознании и формах его проявления (самопознание, самооценка, самоконтроль и саморегуляция, самопринятие; “Образ я”).
  • •8. Понятие о механизмах психологической защиты (отрицание, вытеснение, проекция, идентификация, регрессия, реактивные образования, рационализация, замещение, изоляция).
  • •9. Понятие о человеке как индивиде.
  • •11. Понятие об индивидуальности (общая характеристика).
  • •12. Понятие о темпераменте.
  • •13. Понятие о характере. Акцентуация характера. Основные типы акцентуации характера.
  • •14. Понятие о способностях. Общие и специальные способности.
  • •15. Понятие об эмоциях и чувствах. Виды эмоций и чувств.
  • •16. Понятие о воле и механизмах волевого поведения.
  • •17. Человек как субъект познания.
  • •18. Психология ощущений.
  • •19. Восприятие как основа познавательной деятельности человека.
  • •20. Мышление, его виды.
  • •21. Внимание, виды и основные свойства.
  • •22. Воображение: виды воображения.
  • •23. Речь, ее виды и функции.
  • •24. Память, виды и свойства.
  • •25. Происхождение и развитие психики в филогенезе.
  • •26. Предмет, основные направления и задачи социальной психологии.
  • •27. Социально-психологическая характеристика взаимодействий субъект-объектного характера.
  • •28. Социально-психологическая характеристика общения людей. Основные функции общения. Роль общения в психическом развитии ребенка.
  • •29. Структура общения. Коммуникация как одна из сторон общения. Характеристики человеческой коммуникации (по Андреевой). Средства коммуникации.
  • •30. Специфика делового общения. Психологические условия эффективной коммуникации в деловом общении.
  • •31. Понятие социальной перцепции. Структура социальной перцепции. Этапы социальной перцепции.
  • •32. Феномен каузальной атрибуции. Механизм стереотипизации. Важнейшие механизмы понимания человека человеком: идентификация, эмпатия, социальная рефлексия, аттракция.
  • •33. Интерактивная сторона общения.
  • •34. Понятие группы в социальной психологии. Основные характеристики группы. Классификация групп.
  • •37. Понятие статуса субъекта в малой группе. Понятие роли. Изучение социометрического статуса ученика в школьном классе. Метод социометрии в деятельности учителя.
  • •38. Феномен лидерства с точки зрения разных теорий происхождения лидерства. Стиль лидерства. Отличия лидера от руководителя (по б. Парыгину).
  • •39. Процесс принятия группового решения. Эффективность деятельности малой группы.
  • •40. Стадии и уровни развития малой группы в концепции л. И. Уманского. Понятие сплоченности малой группы (г. М. Андреева, а. В. Петровский).
  • •41. Понятие большой социальной группы. Два вида больших социальных групп: устойчивые и стихийные. Общая характеристика больших устойчивых групп.
  • •42. Психологические особенности этнических групп.
  • •43. Общая характеристика и типы больших стихийных групп (толпа, масса, публика). Особенности поведения людей в стихийных группах.
  • •44. Понятие массового движения. Социально-психологические особенности массовых движений.
  • •45. Понимание личности в социальной психологии. Понятие социализации. Содержание процесса социализации.
  • •46. Стадии процесса социализации. Институты социализации.
  • •47. Понимание конфликта в современной отечественной психологии. Инвариантные характеристики конфликта (по н. В. Гришиной). Функции конфликта: диагностические, созидательные, разрушительные.
  • •48. Виды конфликтов. Внутриличностный конфликт: сущность, разновидности, условия профилактики.
  • •49. Социальные конфликты. Структура и динамика межличностного конфликта.
  • •50. Стратегии поведения людей в конфликте.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3962484/page:16/

Эффекты и закономерности запоминания

1. Эффект незавершенного действия (эффект Зейгарник) – это явление влияния на процессы памяти перерывов в деятельности. Доказано, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные.

2. Эффект края – он заключается в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала запомнится быстрее материал, находящийся в начале и в конце ряда.

3. Эффект новизны (недавности).

4. Запоминание зависит от значимости и содержания цели.

5. Запоминание зависит от логической структуры и осмысленности. Отрывок с нарушенной логикой запоминается хуже отрывка с соблюдением логического изложения.

6. Запоминание зависит от организации заучивания.

  • Последовательность заучивания (частичным способом, целостным или комбинированным).

  • Распределение во времени (через 2–3 часа, чем читать подряд 2–3 раза):

1-е повторение – 10–15 мин;

2-е повторение – 8–9 часов;

3-е повторение – 22–24 часа.

– Во времени суток:

1-я половина дня с 8–12 ч;

2-я половина дня с 16–19 ч.

7. Использование различных приемов запоминания:

1) составление плана заучиваемого материала;

2) повторяя не читать, а воспроизводить вслух, т.к. иначе воспроизведение может подменяться узнаванием;

3) использование рациональных приемов запоминания:

  • ассоциации;

  • мнемотехнические приемы.

2. Сохранение – это процесс удержания информации в памяти, ее переработки и преобразования.

Наименее изучен по сравнению с остальными. Осуществляется неосознанно, не подчиняется волевому контролю и урегулированию. Доказано, что интенсивная переработка информации осуществляется во время сна. Существует гипотеза, что память человека хранит все богатство его жизненного опыта, но человеческое сознание попросту не способно воспроизвести всю накопленную в течение жизни информацию.

Выделяют 2 вида сохранения:

– динамическое (происходит в оперативной памяти);

– статическое (в долговременной).

3. Воспроизведение – это актуализация в сознании ранее закрепленного путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную.

Выделяют следующие виды: узнавание, собственно воспроизведение, припоминание, воспоминание.

Узнавание – воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия.

  • Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов.

  • Без него мы бы воспринимали предметы как новые, а не ранее знакомые.

  • В процессе запоминания узнавание мешает заучиванию.

Собственно воспроизведение – осуществляется без опоры на восприятие; материал воспроизводится без затруднений.

Когда материал закреплен прочно, воспроизведение происходит легко. Но иногда не удается вспомнить то, что необходимо, тогда приходится делать активные поиски, преодолевать определенные трудности. Такое воспроизведение называется припоминанием.

Воспоминание – воспроизведение образов прошлого, локализованных во времени и пространстве.

При воспоминании мы не только воспроизводим объекты прошлого, но и относим их к определенному месту и времени, осознавая их временную последовательность.

4. Забывание – активный процесс, заключающийся в потере доступа к запомненному ранее материалу и в невозможности воспроизвести ранее усвоенное.

Забыванию подвергается, прежде всего, то, что не отвечает насущным потребностям субъекта и не актуализируется в контексте решаемых задач.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3053318/page:12/

Свойства памяти человека

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх