Женский журнал

Феминизм и бодипозитив

Описание

Принятие себя, любовь к своему телу – центральные понятия в идеологии бодипозитива. Активистки бодипозитива говорят о том, что все стандарты красоты – это выдумки мужчин, созданные для удовлетворения их же потребностей. Женщина не объект, женщина – личность. Женщина не должна менять себя лишь потому, что кто-то считает это необходимостью. Участницы этого движения чувствуют давление патриархата. Они утверждают, что даже те девушки, которые более или менее соответствуют стандартам, обесцениваются и обвиняются в отсутствии личных качеств. По мнению бодипозитивисток, общество должно научиться принимать разнообразие людской внешности, тогда в мире будет меньше психологических расстройств, случаев суицида и булимии. Женщину перестанут оценивать в соответствии со стереотипами, ведь личность определяется множеством факторов.

Ключевая идея бодипозитива — любить себя и принимать своё тело, не пытаясь его изменить, и также воспринимать тела других людей. Cуть движения в том, что все люди, вне зависимости от того, как они выглядят, имеют право на базовый комфорт и уважение к себе. Бодипозитив — это идея для любого тела вне зависимости от состояния здоровья, внешнего вида, от личных качеств человека как носителя своего тела. Тело не может быть причиной неуважительного отношения. Участники движения помогают друг другу научиться ценить здоровье, уникальную красоту и индивидуальность, преодолевать комплексы и жить в гармонии с собой, не оглядываясь на моду или общественное мнение. Бодипозитив тесно связан с идеями феминизма, проповедует равенство полов и отказ от гендерных стереотипов.

Бодипозитив тесно связан с движением принятия полноты (Fat acceptance movement), согласно идеологии которого тела всех форм и размеров не должны подвергаться осуждению (бодишейминг). В связи с этим в бодипозитиве осуждает фэтшейминг, скиннишейминг, эйблизм и другие виды дискриминации. Другим предшественником «Бодипозитива» явилось движение в поддержку телесности — «Healthy at every size», оно развилось из движения, которое критически относилось к диетам. На данный момент «Healthy at every size» придерживается следующих взглядов относительно ориентиров деятельности своего движения: принятие и уважение равенства вне зависимости от веса тела, поддержка социальной политики, направленной на борьбу с дискриминацией по весу, ненасильственное распространение взглядов о равенстве вне зависимости от веса, распространение идей интуитивного питания и поддержка физической активности, которая доступна людям любой весовой категории. Движение «Бодипозитив» лишь частично пересекается и с «Fat acceptance», и с «Healthy at every size», поскольку имеет более широкую направленность на телесность в целом.

Девушки, относящие себя к бодипозиву, считают, что «Бодипозитив» появился из феминизма, затрагивающего проблемы объективации в отношении девушек, и является в некотором роде составной частью феминизма. Главная цель движения, по мнению бодипозитивисток, — помощь женщинам посредством изменения восприятия образа и роли женщины в современном обществе, борьбы с навязыванием стандартов красоты, а также посредством распространения идеи вариативности внешнего вида людей.

Бодипозитив — это ответ женщин массовой культуре, он призван вытеснить коммерциализованную красоту. Бодипозитив изначально возник как движение протеста против отношения к женщине как к товару, который должен иметь «упакованный», презентабельный внешний вид.

Движение бодипозитива очень разнородное, в нём нет идеологий, догматов, чётких правил. Гетерогенность сообщества, разное восприятие идей приводит к тому, что некоторые участницы чувствуют одиночество и отчужденность от группы.

Поскольку бодипозитив появился как протестное движение, в нём встречаются и радикально-хулиганские тенденции.

«Бодипозитив» приносит уверенность в себе, чувство комфорта и «нормальности».

Особенности в США

Существенной проблемой американского общества является расовая дискриминация. Главная особенность американского движения в утверждении об отдельных «белом» и «чёрном» стандартах красоты и в призыве к устранению этой разницы. В американском контексте актуальна интерпретация положения женщины в терминах “патриархата”, “дискриминации”, “угнетения и подавления”, основанная на положении неработающей американской женщины среднего класса. В Америке стремление к равноправию мужчин и женщин носит укрепленный в истории и культуре характер, что обостряет социальное противостояние полов, в том числе в контексте идеалов красоты.

Особенности в России

С самых истоков образования российский тип культуры был патриархальным, в России многие женщины воспринимали и воспринимают патриархат как нечто нормальное, традиционное. Кроме того, в России в силу культуры питания дома меньше людей с проблемами лишнего веса и меньше процент неудовлетворенных своей фигурой, уровень принятия себя существенно выше, чем в США. Поэтому движение бодипозитива не имеет такой силы, как на Западе. В настоящее время его влияние находится на уровне попыток, видны лишь первые шаги.

Контекст «Бодипозитива» в России — это объективация женщин, и, как следствие, проявления дискриминации в трудовой и семейной сферах, эксплуатация женского тела, а также представление рекламных образов женской внешности, которые могут поспособствовать развитию комплексов у девушек, что приводит к ментальным расстройствам.

Многие российские бодипозитивистки считают, что политика российского государства подавит существующие взгляды и не допустит их массового распространения, хотя сторонники движения будут присутствовать всегда.

Наряду с бодипозитивными идеями девушки придерживаются антикапиталистических взглядов, феминизма (в частности радикального), лесбийского сепаратизма, чайлдфри, веганизма, ведут волонтерскую деятельность и участвуют в ЛГБТ сообществе.

Несмотря на бодипозитивистский принцип принятия своего тела таким, какое оно есть, участницы движения не всегда удовлетворены своим телом, некоторые отмечают недостатки своей внешности, а также «стесняются своего тела».

Придя к бодипозитиву, девушки начинают уделять большее внимание своему здоровью, в частности, отказываются от бьюти-процедур, которые по их мнению вредят здоровью.

История

Предшественником бодипозитива было начавшееся в 1967 г. движение за принятие полноты, дестигмацию тучных людей (англ. the fat acceptance), а более ранним можно считать викторианскую реформу одежды ( (англ.) Victorian Dress Reform).

Движение «Body Positive Movement» основали в 1996 году юные Конни Собчак (англ. Connie Sobczak) и Элизабет Скотт (англ. Elizabeth Scott) из «общей страсти к созданию общины, которая предлагает свободу от общественного мнения, которое диктует свои правила и создает проблемы людям, имеющим проблемы с фигурой», с целью побудить людей принимать своё тело таким, какое оно есть, независимо от социальных стереотипов. В дальнейшем их инициатива развилась в большое общественное движение «The Body Positive» под лозунгом «Мое тело — мое дело». На сайте «The Body Positive» написано, что цель организации — помочь людям воссоединиться с мудростью своего тела, чтобы ухаживать за ним сбалансированно и радостно, относиться к телу с любовью, прощением и юмором..

Движение бодипозитива возникло как протест против унижения и дикриминации тучных людей, которых менее охотно принимают на работу, меньше платят, они получают худшую медицинскую помощь и подвергаются сильному остракизму в СМИ. В настоящее время бодипозитив и fat acceptance идут рука об руку, ведь бодипозитив действительно полагает, что все тела заслуживают уважения.

В 2012 году бодипозитив касался прежде всего полных людей, использовался блогерами пышных размеров («plus size») для искоренения в обществе предвзятого отношения к полным людям, которое они ощущали ежедневно.

В 2013 году модель Тесс Холлидей, весящая 155 кг, основала бодипозитивное онлайн-движение «Eff Your Beauty Standards».

В 2016 году «бодипозитив уже везде».

Основные концепции

Основная идея бодипозитива — адаптировать людей с проблемным весом, сделать их жизнь более комфортной, а реакцию общества более адекватной, это работа в обществе с категорией «нормальности» в восприятии красоты человеческого тела, в том числе борьба с фэтшеймингом и дискриминацией.

Главный принцип бодипозитива отражается в девизе «мое тело — мое дело»:

Бодипозитив в первую очередь расширяет ваши права, а именно «моё тело — моё дело». Не социума, не мужа, не свекрови, не подруги — только ваше. Более того, в самой концепции «следить за телом» кроется огромная тревога, что оно (тело) вам враг и его «нужно держать в узде». Это очень токсичный феномен диетической культуры, отделяющий тело от идентичности. И бодипозитив говорит: «Вы это и ваше тело. Не надо его бояться, надо его научиться понимать и не смотреть как на объект, который должен понравиться кому-то, а смотреть как на проявления себя в этом мире.
К тому же именно бодипозитив принес данные, которые до этого обсуждались лишь в узком кругу специалистов — диеты не только оканчиваются обратным набором веса в 95% случаев (а иногда и плюс к тому весу), но и приносят с собой расстройства пищевого поведения. Здоровье — это не цифра на весах. Более того, мне зависимости от размера тела и состояния здоровья каждый человек заслуживает уважения. И речь именно об этом.

— Юлия Лапина, клинический психолог

Бодипозитив не может рассматриваться как позитивный или прогрессивный, если в нём нет свободы любого тела.

Отношение к красоте

Во-первых, красота выступает источником необоснованного преимущества «гетеронормативных» женщин, что порождает неравенство; во-вторых, тело не может восприниматься в эстетическом контексте, т. к. несет функциональный характер.

В российском движении бодипозитива есть два течения с различающимся отношением к красоте:

  1. признание любого тела как красивого и достойного любви;
  2. отказ от категории красоты в принципе.

Критика

Идеи бодипозитива часто высмеиваются в СМИ, а сторонниц называют ленивыми и неухоженными за отказ следовать принятым в обществе стандартам о женственности. Высмеиванию подвергаются ключевые тезисы бодипозитива, включающие отказ от бритья тела, следованию диетам и традиционным «женским» бьюти-процедурам.

Некоторые учёные предупреждают, что принятие в социуме избыточного веса нормой способствует распространению ожирения.

Некоторые психологи отмечают, что мода на бодипозитив может отнимать у женщины право уделять внимание себе и своему телу, что он хорош в меру, и что у женщин в России забота о своем внешнем виде у многих является единственным способом хотя бы в какой-то степени обратить собственное внимание на себя саму.

В российском обществе присутствует мнение, что бодипозитив — это самообман и самоуспокоение, а также пропаганда нездорового образа жизни. Что модным словом прикрывается нежелание решать проблему лишнего веса, связанную с проблемами здоровья: слабые сосуды, повышенный холестерин, одышка, проблемы с сердцем. Эта точка зрения обосновывается, в частности тем, что популярные модели с пышной фигурой после несколько лет работы «в тяжелом весе» начинают его сбрасывать. Например, Кристал Ренн была моделью пышных форм в 2000-х, но в 2018 она уже «худышка».

Американская писательница Эмма Вульф (англ. Emma Woolf) подверглась нападкам представителей движения бодипозитива и в своей статье в The Guardian поднимает вопрос, почему скиннишейминг (высмеивание, осуждение за стройность и худобу тела) считается допустимым в обществе, когда фэтшейминг — нет. Она пишет: «Я сыта по горло оценками моей физической дисциплинированности», и настаивает на том, что споры о лишнем весе должны сместиться с внешнего вида на здоровье.

Адепты идеи бодипозитива в радикальном феминизме борются не за права дискриминируемых групп людей, а против тех, кто соответствует стандартам красоты. Они подвергают критике моделей, актёров и людей, ведущих спортивный образ жизни. Например, активистку бодипозитива Эшли Грэм поклонники обвиняют в потере веса.

Часть сторонников бодипозитивного движения отвергает все попытки подкорректировать свою внешность, да и просто уход за собой видит неестественными, вредными и навязанными внешним миром. Например, популярные бодипозитивные паблики запрещают пользователям пропагандировать занятия спортом. Такие сторонники бодипозитива из базового принципа «мое тело — мое дело!» исключают право ухаживать за этим телом, устанавливают диктат новой нормы.

Примечания

  1. 1 2 3 4 Климова, 2016.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Михайлова и др., 2017.
  3. Alysse Dalessandro. 15 Influencers Define Body Positivity (англ.). Bustle (19 June 2016). Дата обращения 17 декабря 2018.
  4. 1 2 Лёля Нордик. Русский бодипозитив, Wonderzine (4 ноября 2018). Дата обращения 4 ноября 2018.
  5. 1 2 Анастасия Полозкова. Бодипозитив. Красота — выбор, а не обязанность?. Интервью с клиническим психологом и автором Telegram-канала о расстройствах пищевого поведения и позитивном отношении к своему телу Юлией Лапиной. ИА Регнум (13 декабря 2018). Дата обращения 3 марта 2019.
  6. 1 2 3 4 Анастасия Алексеева. «Моё тело — моё дело»: блоги о бодипозитиве. Популярные блогеры о принятии себя и любви к собственному телу. ИА Регнум (1 апреля 2018). Дата обращения 3 марта 2019.
  7. 1 2 Lux Alptraum. A Short History of ‘Body Positivity’ (англ.). Fusion (11 June 2017). Дата обращения 17 декабря 2018.
  8. Dagny Kight in weight bias in the media, Weight Prejudice, bias. The History of Fat Acceptance: Lew Louderback’s 1967 Article (англ.). Powerful Hunger (1 July 2014). Дата обращения 17 декабря 2018.
  9. 1 2 Emma Woolf. Why is skinny-shaming OK, if fat-shaming is not? (англ.). The Guardian (5 August 2013). Дата обращения 2019-03-203.
  10. 1 2 3 Оля Шаповалова, Лёля Нордик. Краткий гид по феминизму от бодипозитива до квир. все, что вы хотели знать, но боялись спросить. Собака (8 марта 2018). Дата обращения 3 марта 2019.
  11. 1 2 3 Ольга Гуманова. Как идея «бодипозитива» мешает женщинам заботиться о себе. Mail.ru Леди (18 августа 2017). Дата обращения 3 марта 2019.
  12. 1 2 3 4 5 6 Marie Southard Ospina. 11 Influencers Talk Body Pos Versus Fat Acceptance (англ.). Bustle (7 July 2016). Дата обращения 3 марта 2019.
  13. Кенженбетова и др., 2017.
  14. About us (англ.). The Body Positive. Дата обращения 3 марта 2019.
  15. Юлия Верби. Экстремальный бодипозитив: как пышное тело меняет мир. Самая полная модель появилась на обложке популярного женского журнала. Известия (8 сентября 2018). Дата обращения 3 марта 2019.
  16. 1 2 Никита Подгорнов. Что не так с бодипозитивом. Или как хорошая идея начинает пожирать саму себя. Коммерсантъ (24 сентября 2018). Дата обращения 2019-03-203.
  17. 1 2 Лиза Любавина. Тотальный бодипозитив. как не зайти слишком далеко, требуя от женского тела несовершенства. Нож (7 декабря 2018). Дата обращения 3 марта 2019.
  18. Ashley Graham on Authenticity and Being a Body Image Activist (англ.). Glamour (1 November 2016). Дата обращения 3 марта 2019.
  19. Анна Логутова. Искра божья. Модель формата plus-size с «коммунистическим» именем — о фитнесе и красоте. Lenta.ru (5 июня 2016). Дата обращения 3 марта 2019.
  20. Raya Muttarak. Normalization of Plus Size and the Danger of Unseen Overweight and Obesity in England : // Obesity. — 2018. — Vol. 26, no. 7 (22 June). — С. 1125–1129. — ISSN 1930-739X. — DOI:10.1002/oby.22204.
  21. 1 2 Марина Сютаева. Точка зрения: почему я считаю, что бодипозитив — это враньё. Mail.ru Леди (10 августа 2017). Дата обращения 3 марта 2019.

Литература

  • Sobczak C. Embody : Learning to Love Your Unique Body (and quiet that critical voice!) : . — Carlsbad, CA : Gÿrze Books, 2014. — 120 p. — ISBN 978-0-936077-81-9.
  • Кенженбетова А. Бодипозитив : Краткое сообщение : материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции студентов и молодых учёных научно-образовательного медицинского кластера «Нижневолжский» «YSRP-2016» : pdf / Кенженбетова А., Высоцкая Т., Мякота А. // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. — Саратов, 2017. — Т. 7, вып. 1 (январь). — С. 213—214. — ISSN 2224—6150.
  • Специфика бодипозитива в России / Климова Е. А. // Молодежь в науке и культуре XXI в. : Материалы междунар. науч.-творч. форума 31 окт. – 3 нояб. 2016 г. : pdf / сост. Е. В. Швачко. — Челябинск : Челяб. гос. ин-т культуры, 2016. — С. 36—37. — 358 с. — 500 экз. — ББК 72+71=74.58. — УДК 378(G). — ISBN 978-5-94839-568-5.
  • Что значит быть бодипозитивной? Конструирование идентичности участниц движения «Бодипозитив» / Михайлова О., Еремеева К., Шелепина В. // Современные исследовательские практики в социологии : Сборник материалов конференции молодых ученых (Москва, 19–20 апреля 2017 г.) : pdf / Под общ. ред. В. В. Семёновой; ФНИСЦ РАН. — М. : ФНИСЦ РАН, 2017. — С. 155—171. — 232 с. — ББК 60.5. — УДК 316.1(G). — ISBN 978-5-89697-292-1.
  • Sastre A. Towards a Radical Body Positive: Reading the online ‘body positive movement’ (англ.) // Feminist Media Studies. — 2014. — Vol. 14, no. 6. — P. 929—943.
  • Stewart, Tiffany M. Body Positive: A New Treatment for Persistent Body Image Disturbances in Partially Recovered Eating Disorders : / Tiffany M Stewart, Donald A. Williamson // Clinical Case Studies : J.. — 2003. — Vol. 2, no. 2 (April). — P. 154—166. — DOI:10.1177/1049732302250780.
  • Tylkaa T. L., Wood-Barcalow N. L. What is and what is not positive body image? Conceptual foundations and construct definition (англ.) // Body Image. — 2015. — Vol. 14. — P. 118—129.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2

Феминизм и бодипозитив

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх