Женский журнал

Деметра богиня чего

Этимология, история, мифология

Культ богини-матери — покровительницы земледельцев, охраняющей всё живое на земле, уходит корнями ещё в доиндоевропейскую эпоху. У индоевропейских народов её называли Матерью-Землёй (греч. Demeter, слав. Мать-Сыра Земля, инд. Prthivi-Matar). Она — «Великая мать», порождающая всё живое и принимающая в себя умерших, воплощение первобытной творческой энергии. В подобной ипостаси (по одной из гипотез) почиталась и Деметра: она считалась покровительницей чародеев, в чём она отождествлялась с великой богиней Гекатой, являвшейся помощницей в колдовстве и единственной помощницей от него. Также её называли Эринией («Мстительницей»), Термасией («Жаркой»), Хтонией («Земной», «Подземной»); её дочь — Персефона — была царицей подземного царства мёртвых. Одновременно Деметра — «благая богиня», хранительница жизни, научившая человечество земледелию. Помощница в крестьянских трудах, наполняет амбары земледельца запасами (Hes.).

Деметра — вторая дочь Кроноса и Реи и мать Персефоны,свекровь Аида. Сестра и возлюбленная Зевса, сестра Геры, Гестии, Аида и Посейдона. Согласно легенде, была сожрана своим отцом Кроносом, а затем извлечена из его утробы. Основным в мифологии о Деметре является миф о похищении Аидом её дочери Персефоны.

В гомеровской «Одиссее» упоминается миф о Деметре и критском божестве земледелия Иасионе, согласно которому они на трижды вспаханном поле плодоносного Крита порождают Плутоса (бога богатства); взревновавший Деметру Зевс убивает Иасиона молнией. По Гесиоду, в образе порождения Плутоса (богатства) сочетанием Деметры с Иасионом на троекратно вспаханной земле показано её научение людей земледелию.

По одной из версий мифа, от союза Деметры и Иасиона также родился Филомел. По Диодору, она была матерью Эвбулея.

У орфиков она отождествляется с Реей как матерью Зевса, от которой он родил Персефону. Зевс соблазнил её в образе змеи. Согласно фригийскому мифу, Зевс в образе быка соблазнил свою сестру Деметру, которая получила имя Бримо. Посейдон соблазнил её в образе коня (см. ниже).

Получила от Аида как брачный дар Сицилию (её могут также называть родившейся на Сицилии).

Учредила в честь Геракла Малые мистерии для его очищения от убийства кентавров.

Деметра прекрасного облика, с волосами цвета спелой пшеницы (Hom.).

В римской мифологии аналогом Деметры была Церера, богиня плодородной нивы. В поздней античности культ Деметры смешивается с культом Кибелы и Исиды. Иногда Деметру видели в созвездии Девы.

Похищение Персефоны

Похищение Персефоны
Лутрофор работы Балтиморского вазописцаВозвращение Персефоны
Фредерик Лейтон, 1891

Наиболее известен миф о том, как Аид похитил Персефону, и Деметра блуждала по всей земле в её поисках. Через девять дней, поняв, что её поиски тщетны, Деметра обратилась за помощью к Гелиосу, который назвал ей имя похитителя, и Деметра поняла, что Зевс сам уступил брату свою дочь, она бессильна что-либо изменить. Изменив внешность, богиня отправилась скитаться по свету.

Её впервые убедил испить Геспер-Атлант, она трижды пересекала любую реку. Она посетила Иду. Во время блужданий громко звала дочь со скалы Анаклетра в Мегарах.

В Элевсине Деметра опустилась на камень (позже его назвали камнем скорби) у родника (колодца) Анфиона. Здесь её в слезах увидели дочери элевсинского царя Келея. Богиня не открыла девушкам свою тайну, сказала, что она родом с Крита и была ограблена, попросила для себя работу и кров. Царевны отвели её в дом отца.

Входя в мегарон, богиня задела головой притолоку двери, от чего по дому распространилось сияние. Царица Метанира, заметившая это, поняла, что перед ней не простая смертная. Она поклонилась богине и предложила занять своё кресло. Деметра отказалась и, устроившись на простом деревянном сиденье у стола, предалась печали. Она отказывалась от вина и еды, никого вокруг не замечала. Лишь острая шутка служанки Ямбы заставила её улыбнуться.

Царица доверила чужестранке уход за своим сыном Демофонтом (по Гигину — Триптолемом). В течение нескольких ночей младенец повзрослел на год. Деметра, желая сделать ребёнка бессмертным, заворачивала его в пелёнки и клала в пылающую печь. Метанира однажды увидела это, подняла крик, велела отдать ребёнка. По одной из версий, ребёнок погиб. Тогда Деметра предстала перед жителями дома в своём божественном обличии и повелела построить ей храм в Элевсине, а у родника (колодца) Анфион за городской стеной — алтарь, взамен пообещав научить их секретам земледелия.

В период скитаний Деметры на земле прекратили всходить урожаи. Люди умирали от голода и не приносили жертвы богам. Зевс начал посылать за Деметрой богов и богинь, чтобы уговорить вернуться на Олимп. Но она, сидя в чёрном одеянии в элевсинском храме, не замечала их. Тогда Зевс велел Аиду вернуть Персефону. Аид не посмел ослушаться брата, но дал ей зерна священного граната, чтобы в определённое время года она возвращалась к мужу.

Увидев Персефону, Деметра вышла из оцепенения, скинула траурное одеяние и украсила свою голову венком из васильков.

В благодарность за гостеприимство Деметра научила элевсинцев земледелию. Она дала Триптолему семена пшеницы, и он первый вспахал и засеял поле. Затем по повелению Деметры Триптолем облетел все страны мира на запряжённой крылатыми змеями колеснице и всюду научил людей земледелию.

Эпитеты Деметры

  • Анфея — имя богинь — эпитет Деметры как матери Евбулея.
  • Ахея (Ахена) — «Скорбящая» — эпитет Деметры.
  • Геркинна — эпитет Деметры.
  • Гермиона — имя Деметры и Персефоны в Сиракузах.
  • Део («Део конеродная») — имя Деметры в пророчестве Пифии аркадянам.
  • Деоида — Деметра либо её дочь, соблазнённая Зевсом в облике змеи.
  • Европа («Широкоглядящая») — эпитет Деметры, святилище в Лебадии. Была кормилицей Трофония.
  • Иул — демон снопа, почитавшийся в гимнах. Была Деметра Иуло.
  • Каллигения — эпитет Деметры.
  • Карпофора (дарительница плодов).
  • Мелена (Мелайна) — см. Деспина.
  • Просимна — эпитет Деметры.
  • Сито — «Хлебодарная» — эпитет Деметры, её статуя в Сицилии. В микенских текстах упомянута si-to-po-ti-ni-ja (Сито Потния, «Владычица Хлеба»). См. также.
  • Фесмофора («Законодательница/Закононосительница», «устроительница») — эпитет Деметры, как научившая людей земледелию, что послужило их переходу к оседлому образу жизни и появлению с этим новых порядков. Храм Деметры Фесмофоры и Коры в деме Галимунт. Храм Деметры Фесмофоры в Мегарах. Также есть божество Фесмодотейра.
  • Фурия (Турия) — эпитет Деметры.
  • Хлоя («Зеленеющая») — эпитет Деметры.
  • Хтония — эпитет Деметры в Гермионе, ежегодные празднества, приносят в жертву четырёх коров. В Спарте её культ основан Орфеем.
  • Эннея — эпитет Деметры. От места похищения Персефоны.
  • Эриния («Мстящая») — эпитет Деметры в Фельпусе (Аркадия). Есть рассказ, что Посейдон преследовал Деметру, она превратилась в кобылу и паслась вместе с кобылами Онкия, но Посейдон уподобился жеребцу и овладел ею. Деметра омылась в Ладоне, и её называют Лусия (Омывшаяся). Деметра родила дочь, чьё имя нельзя разглашать непосвящённым, и коня Ариона.

Культ и праздники

Культ Деметры, возникший из земледельческих праздников, распространился по всей территории влияния средиземноморской культуры. Его центром был город Элевсин, расположенный неподалёку от Афин.

Когда наступало время сева, древние греки устраивали в честь Деметры празднества Фесмофории, в которых участвовали главным образом женщины. Фесмофории сопровождались ритуалами, направленными на увеличение плодовитости людей, животных и плодородия природы. С развитием в Древней Греции виноградарства к культу Деметры присоединился культ Диониса.

Возникновение мистерий Великих богинь относили к мифическим временам, вероятно их зарождение произошло в микенскую эпоху в середине II тыс. до н. э.. Согласно мифу, когда лишённая дочери Деметра после скитаний остановилась в Элевсине, прежде чем Зевс установил о возвращениях Персефоны к ней и они вернулись на Олимп, Деметра научила элевсинских правителей приношению священных жертв и элевсинским таинствам.

Наиболее известные празднества, связанные с культом Деметры, — это Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Деметры, утратившей дочь, и её странствия в поисках Персефоны, тайную связь между миром живых и миром мёртвых, физическое и духовное очищение. Участники обрядов постились, пили кикеон — напиток из ячменя и мяты, который, по легенде, Деметра испила в доме Келея, — и затем входили в храм, посвящённый богине, где им показывали некие священные предметы. Прошедшие ритуал считались посвящёнными в тайны жизни и смерти; принимать в нём участие позволяли даже рабам.
О Мистериях известно немного, так как посвящённым запрещалось рассказывать об увиденном и пережитом во время ритуалов под страхом смерти. Существует предположение, что в состав кикеона входили психотропные вещества, благодаря которым участники обрядов достигали изменённого состояния сознания.

На горе Афон в Греции сохранился древний жертвенник Деметре.

Примечания

  1. Любкер Ф. Δημήτηρ // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, Л. А. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 381–382.
  2. Деметра // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. 1 2 3 Тахо-Годи, 1987.
  4. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 5 далее
  5. 1 2 3 4 РСКД, 1885.
  6. Орфика, фр. 58, 145 Керн
  7. Овидий. Метаморфозы VI 114; по возможно ошибочному мнению Ф. А. Петровского (Овидий. Собрание сочинений. СПб, 1994. Т. 2. С. 504), «Деоидой» Овидий называет именно Деметру, а не Персефону
  8. Арнобий. Против язычников V 20
  9. Овидий. Метаморфозы VI 119
  10. Нонн. Деяния Диониса XXX 67
  11. Арнобий. Против язычников I 36
  12. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 14, 3
  13. Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 9; Гигин. Астрономия II 25, 2
  14. Каллимах. Гимны VI 8
  15. Еврипид. Елена 1322
  16. Павсаний. Описание Эллады I 43, 2
  17. Павсаний. Описание Эллады I 39, 1
  18. Гимны Гомера V 195—204; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 5, 1
  19. Овидий. Метаморфозы V 537; Овидий. Фасты IV 608
  20. Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.178
  21. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 1. С. 90
  22. Орфические гимны XLI См. комм.
  23. Примечания А. А. Григорьевой в кн. Афиней. Пир мудрецов. Кн. 1-8. М., 2003. С. 541
  24. 1 2 3 Ликофрон. Александра 152
  25. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 2. С. 119
  26. Гимны Гомера V 47
  27. Павсаний. Описание Эллады VIII 42, 6
  28. Овидий. Метаморфозы VI 114
  29. Europa // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885. — С. 508.;
    Европа / А. Ф. Лосев // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — Т. 1 : А—К. — С. 419—420.
  30. Павсаний. Описание Эллады IX 39, 4.5
  31. Аполлодор, фр.37 Мюллер // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.62
  32. Аристофан. Женщины на празднике Фесмофорий 299
  33. Павсаний. Описание Эллады II 37, 2
  34. Элиан. Пёстрые рассказы I 27
  35. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С. 143
  36. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 5, 2; 68, 3
  37. Боги — Ф — Мифология Греции. Иллюстрированный словарь
  38. Павсаний. Описание Эллады I 31, 1
  39. Павсаний. Описание Эллады I 42, 6
  40. Орфический гимн к Мусею, ст.25
  41. Софокл. Эдип в Колоне 1601; Аристофан. Лисистрата 835; Павсаний. Описание Эллады I 22, 3
  42. Павсаний. Описание Эллады II 35, 5
  43. Павсаний. Описание Эллады III 14, 5
  44. Павсаний. Описание Эллады IV 25, 5-7, ссылка также на Антимаха
  45. дел╗рпю
  46. 1 2 Введенский Б.А. . Большая советская энциклопедия Том 13 — Большая Советская Энциклопедия Второе издание
  47. Делерпю
  48. Как отмечают, археологами не обнаружено никаких свидетельств культа Деметры на территории Элевсина относящихся к первой половине II тыс. до н. э. По-видимому возникновение элевсинского культа приходится на XV в. до н. э., по другой версии — относится к концу VIII в. до н. э. и примерно совпадает со временем создания гомеровского гимна Сергеева С. Н.
  49. Введенский Б.А. . Большая советская энциклопедия Том 48 — Большая Советская Энциклопедия Второе издание
  50. Древнегреческий_календарь
  51. Делерпю
  52. Боги на монетах Боспора :: Гелиос, Деметра

Деметра – богиня плодородия и земледелия у древних греков: мифы, фото, картинки, арт о Деметре.

Деметра — богиня плодородия, в буквальном переводе «мать-земля», дочь Кроноса и Реи, она является одновременно и сестрой, и возлюбленной Зевса, сестрой Геры и Посейдона. Согласно легенде, ее сожрал собственный отец Кронос, а позже Деметру извлекли из его тела.

Дочь Деметры и Зевса Персефона, гуляя в Ниссейской долине, исчезла. После девяти дней поисков всевидящий Гелиос сообщил матери, что Зевс отдал Персефону своему брату Аиду в жены.

Деметра разгневалась и покинула Олимп. Утратив божественную силу, как простая смертная, она отправилась странствовать по земле. Без благодатной силы Деметры оскудела земля, уменьшился урожай и начался голод.

Чтобы задобрить Деметру, Зевс возвратил ей дочь, но при условии, что две трети года Персефона будет у матери, а треть года — в царстве Аида. Успокоившись, Деметра взошла на Олимп и вернула земле плодородие. С тех пор Персефона раз в году живет у Аида под землей. В это время мать тужит за дочерью, и все вокруг замирает. Когда Дочь возвращается к матери на землю, мать радостно встречает ее, и природа просыпается, рождаясь заново.

Ниже даны фото красивых изображений Деметры:

Другой миф повествует о том, как прикинувшись старухой, Деметра отправилась к жене эливсинского царя Метанире нянчить ее сыновей. Деметра ночами втирала амброзию в тело одного из них Демофонта, держа его над пламенем, чтобы мальчик стал неуязвим. Как-то Метанира увидела, что нянька держит ребенка над огнем и бросилась к ней. Деметра не удержала мальчика, и он погиб.

Открывшись эливсинскому царю и его жене, Деметра призналась, что она — богиня плодородия, и в знак примирения, подарила второму сыну пшеничный колос, научив Триптолема земледелию, и повелела ему передать приобретенные знания всем людям.

Источник: http://kajlas.ru/demetra-boginya-plodorodiya-i-zemledeliya-u-drevnikh-grekov-mify-foto-kartinki-art-o-demetre/

История возникновения

Точное время возникновения культа богини-матери неизвестно, но первые достоверные упоминания Деметры датируются 1500 годом до нашей эры. Особое распространение поклонение получило в городе Элевсин, чье название упоминается в мифе, посвященном похищению Персефоны.

Изначально почитаемая как богиня ячменного поля, со временем Деметра получила статус покровительницы земледелия. Простое упоминание в молитвах сменилось пятидневными мистериями, проводимыми каждый год.

Деметра

Тесмофориями – так называли праздники в честь Деметры – руководили исключительно богатые женщины, которые брали на себя все расходы. В честь богини-матери приносились жертвы, пелись песни и устраивались шествия.

В римской мифологии Деметра известна под именем Цереры. Цереру сопровождает богиня жатвы Аннона, а в руках женщина-мать держит разнообразные фрукты. Древнегреческая мифология присвоила богине другой атрибут – чаще всего Деметру изображают с колоском пшеницы в руках.

Скульптура Деметры

Римское имя Церера – не единственный псевдоним Деметры. Богиня земледелия так же известна под именами Анфея, Европа, Эриния и прочими. Исследователи насчитали 18 псевдонимов покровительницы земледелия.

Деметра в мифологии

Рождение Деметры сопровождалось неприятными событиями. Отец богини, всемогущий Кронос, съедал всех детей, которых рожала мужчине жена Рея. Та же участь постигла и Деметру, которая стала вторым ребенком в семействе правителей Олимпа.

Кронос

Позже Зевс, родной брат богини, освободил девушку из желудка отца. Деметра поселилась на Олимпе в окружении родственников. Красивая жизнерадостная девушка привлекла внимание Громовержца. Зевс часто наведывался к богине в образе змея. Со временем отношения брата и сестры стали ближе, от божественного союза на свет появилась Персефона. Впрочем, правитель Олимпа вскоре потерял интерес к сестре и увлекся другой молодой красавицей.

Посчитав себя свободной, Деметра ответила на ухаживания другого бога (в других источниках – простого смертного). Иасион, сын Зевса и Электры, долго добивался богини плодородия. Покоренная настойчивостью юноши, женщина трижды приходила к Иасиону на свидания, которые происходили на вспаханном поле. После этих встреч Деметра родила сыновей Плутоса и Филомела. Зевс, узнав о похождениях сестры, в порыве ревности убил Иасиона молнией.

Посейдон и Зевс

Не менее близкие отношения связывают Деметру и Посейдона. Повелитель моря случайно увидел богиню во время купания и возжелал женщину. Но Деметра не питала к мужчине ответных чувств. Чтобы скрыться от настойчивых ухаживаний, богиня плодородия превратилась в кобылу и спряталась в пасущемся неподалеку табуне.

Хитрый ход не возымел действия, Посейдон сразу понял замысел сестры. Повелитель морей и рек превратился в жеребца и настиг Деметру, пока та отдыхала в тени дерева. Похоже, что против такого союза Зевс не возражал. Новая любовная связь принесла Деметре двоих детей: говорящего коня Арейона и дочь Деспину.

Похищение Персефоны

Деметра любила и опекала всех детей, но все же выделяла Персефону. Особое расположение к дочери освещает миф, рассказывающий о замужестве девушки.

Аид

Зевс, в обязанности которого входило устраивать браки богов, решил отдать Персефону замуж за собственного брата Аида, управляющего царством мертвых. Пока девушка гуляла с подругами по Земле, новоиспеченный жених подговорил Гею вырастить неподалеку от Персефоны необычный цветок.

Влекомая ароматом растения, дочь Деметры отошла от подруг. В этот момент земля раскололась, и Аид утащил красавицу в подземное царство. Услышав крики девушки, на место происшествия примчалась Деметра, но следов дочери уже не осталось. Безутешная мать девять дней разыскивала Персефону по свету. Никто не знал, что произошло с девушкой, и не мог подсказать богине, где искать дочь.

Персефона

Целеустремленная женщина все-таки выяснила правду. Осознав, что с Персефоной ее разлучил Зевс, Деметра покинула Олимп. Приняв вид простой смертной, женщина стала бродить по свету, пока не добралась до города Элевсина. Здесь богиня плодородия устроилась няней в дом царицы Метаниры.

Сын царской особы стал новым объектом поклонения Деметры. На маленького мальчика богиня перенесла всю любовь к Персефоне. Чтобы не расставаться с малышом, Деметра решила сделать царевича бессмертным. Но во время обряда в комнату вошла Метанира и закричала, увидев, что няня держит мальчика над огнем.

Богиня уронила ребенка в костер, спасти сына Метаниры не успели. Разгневанная богиня предстала перед царицей в истинном обличье и распорядилась построить в собственную честь храм в городе. Там поселилась одинокая и несчастная сестра Зевса, перестав разговаривать с богами и смертными.

Похищение Персефоны

Пока Деметра искала дочь и скорбела о потере, поля на земле высохли, а деревья перестали плодоносить. Обеспокоенный Зевс отправлял к сестре посланников с просьбами одуматься. Но Деметра не слушала родных. Единственным выходом было вернуть Персефону матери, только Аид не хотел расставаться с женой.

Тогда владыка Олимпа решил, что дочь будет проводить с матерью две трети года, а на оставшееся время возвращаться к супругу. С тех пор каждую осень Деметра впадает в тоску по дочери и снова возрождается и веселится с приходом весны.

Деметра богиня чего

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх