Женский журнал

Методики профессионального самоопределения

Этапы профессионального самоопределения

от 13.08.2019Лекции по психологи высшего образования

Лекции по дисциплине «Педагогическая психология»

Психология профессионального образования представляет собой интегративную область, опирающуюся на знания общей и возрастной психологии» социологии, педагогики. Психология профессионального образования также непосредственно связана с педагогической психологией, психологией труда и психодиагностикой.

предметная область психологии профессионального образования включает в себя:

— изучение возрастных и индивидуальных особенностей личности в системе профессионального образования;

— изучение человека как субъекта профессиональной деятельности, его жизненного и профессионального пути;

— изучение психологических основ профессионального обучения и профессионального воспитания;

-изучение психологических аспектов профессиональной деятельности.

В современных психологических исследованиях (80-90-е годы) активно разрабатываются проблемы профессионального образования в контексте изучения проблем личности. (Д/з повторить материал по теме «Личность»)

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ

Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии.

Также рекомендуем прочитать:

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни.

Этапы профессионального самоопределения

1. Первичный выбор профессии, для которого характерны ма-лодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представления о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений. Этот этап характерен для учащихся младшего школьного возраста, когда еще не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы. Иногда на этой стадии задерживаются и подростки;

2. Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст). На этом этапе возникают и формируются профессиональные намерения и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

3. Профессиональное обучениекак освоение выбранной профессии осуществляется после получения школьного образования;

4. Профессиональная адаптацияхарактеризуется формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений;

5. самореализация в труде(частичная или полная) связана с выполнением или невыполнением тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.

Профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Он пронизывает весь жизненный путь человека. Пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт выбора профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием школы и тесно связан с предшествующими этапами профессионального самоопределения.

Источник: https://lartdoll.net/pedagogicheskay-psihologiya/37-lekcii-po-psihologi-vysshego-obrazovanija/987-jetapy-professionalnogo-samoopredelenija.html

Профессиональное самоопределение подростка проходит ряд чередующихся выборов, промежуточных решений, поисков смысла в выбираемой и осваиваемой профессии. Все происходит не мгновенно, а в течение длительного периода. Промежуточные решения, которые появляются и изменяются на протяжении нескольких лет, сужают выбор вариантов, что в итоге приводят к окончательному решению.

Рассмотрим наиболее распространенную теорию профессионального самоопределения (теория Гинзберга), в ней выделяется три стадии:

1. Стадия фантазии проходит до 11 лет. Дети воображают, кем они хотят быть, независимо от потребностей, способностей, возможности получить работу по этой специальности и других реалистических соображений. На этой стадии ребенок еще не умеет связывать цели и средства, его мечты еще не переросли в жизненные планы, представление о профессиях очень поверхностное.

2. Гипотетическая стадия длится с 11 до 17 лет и подразделяется на четыре периода:

  • Период интереса (11–12 лет), дети делают выбор, главным образом руководствуясь своими склонностями и интересами («Я люблю смотреть исторические фильмы или читать исторические книги — стану историком»);
  • Период способностей (13–14 лет) — подростки больше узнают о требованиях, предъявляемых профессиями, о различных способах обучения и подготовки. Однако свой выбор в первую очередь они основывают на своих способностях («Мне лучше всех в классе дается математика — стану математиком»);
  • Период оценки (15–16 лет) — подростки пытаются «примерить» те или иные профессии, приложить их к собственным интересам и ценностям, сопоставить предъявляемые специальностью требования со своими реальными возможностями;
  • Переходный период (16–17 лет), все ближе к окончанию среднего учебного заведения, под давлением родителей и школы, осуществляется переход в выборе профессии от гипотетического подхода к реалистическому. На этом этапе, как правило, происходит выбор предметов для сдачи ЕГЭ.

3. Реалистическая стадия (17 лет и старше), подростки стараются принять окончательное решение — выбрать профессию, поступить в учебное заведение или пойти работать. Эта стадия делится на три периода:

  • Период исследования (17–18 лет) — прилагаются активные усилия для приобретения более глубоких знаний и понимания профессии (школьник становится студентом факультета юриспруденции и пытается охватить эту область);
  • Период кристаллизации (19–21 год) — значительно сужается диапазон выбора и определяется основное направление будущей деятельности (студент решает, что его привлекает больше работа адвоката, чем нотариуса или судьи);
  • Период специализации (старше 21 года) — общий выбор уточняется выбором конкретной узкой специализации (студент решает быть адвокатом по гражданским делам).

Это условная периодизация, которая является идеальной моделью. Однако последовательность, характер и хронология стадий могут быть различными. Некоторые люди могут определиться в выборе еще совсем в юном возрасте, особенно при наличии таланта. Другие длительное время или даже никогда, не могут соотнести свои интересы и способности с определенной профессией, чтобы найти подходящую работу. Таким людям приходиться вести постоянный поиск и неоднократно менять профессии будучи взрослыми.

Что влияет на выбор профессии?

1. Родители, которые разными способами оказывают свое воздействие:

– Влияние на интересы и занятия детей с самого раннего возраста, поощряя или осуждая их интересы и увлечения; воздействия через семейную атмосферу.

– Желание чтобы ребенок наследовал профессию родителей, продолжил семейное дело или династию (например, врачей или военных).

– Воздействие родителей через личный пример.

– Влияние оценки родителей на выбираемую ребенком профессию.

– Направление и ограничение выбора детей, настаивание на продолжении или прекращении обучения в определенной школе или вузе, или определенной специальности. Внутренние мотивы родителей могут быть при этом разнообразными: неосознанное желание родителей осуществить свои профессиональные мечты через детей; неверие в возможности ребенка; материальные соображения; желание, чтобы ребенок достиг более высокого социального статуса и прочее.

Сила влияния мнения родителей на ребенка возрастает, когда уровень образования матери или профессиональный статус отца достаточно высоки.

2. Влияние друзей и учителей.

– Мода на профессии среди сверстников.

– Выбор профессии за компанию.

– Положительное или отрицательное отношение к «учителю предметнику».

3. Гендерные стереотипы. Влияние ожиданий общества по поводу того, какую работу должны осуществлять мужчины, а какую — женщины.

4. Уровень умственных способностей. Важным фактором профессионального выбора являются умственные способности подростка, которые определяют его способность принимать решения. Некоторые подростки делают нереалистичный выбор, мечтают о высокопрестижных профессиях, для которых у них нет необходимых данных. Для каждой профессии существуют свои критические параметры интеллекта, поэтому люди с более низким интеллектом успешно справиться с некоторыми профессиями не могут.

5. Индивидуальные способности и интересы. Интерес, мотивация и личные качества определяют успех не в меньшей степени, чем интеллект. Различные профессии требуют специфических способностей. Наличие определенных способностей может оказаться решающим фактором для достижения успеха в избранной сфере деятельности, и дать хорошие результаты после соответствующего обучения и приобретения необходимого опыта.

6. Следующую позицию занимают такие факторы, как условия труда, уровень зарплаты, престиж и перспективность карьеры. Определенное влияние имеет мода на профессию. Подростки часто бывают захвачены идеей быстрой карьеры, блистательного и стремительного успеха, богатства.

7. Уровень информированности о профессиях. Подросток банально может не знать о существование многих профессий и не понимать, чем занимаются люди некоторых профессий.

Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важнейшим фактором для выбора профессии. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам. Так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессии.

Молодому человеку со стороны взрослых необходима разумная помощь в профессиональном выборе. Но не в виде навязывания определенных профессий и готовых решений, а в виде помощи, чтобы подросток сумел осознать себя, свои способности и интересы, чтобы он мог самостоятельно рассмотреть различные профессии, подумать и спланировать жизненные планы. Выбор профессии должен исходить от него самого, т.к. ему ее получать, работать и жить.

Родитель или привлекаемый специалист по профориентации, должен помочь ребенку учесть социально-экономический спрос на ту или иную профессию, реальные возможности обучения и трудоустройства по данной профессии, ее востребованность и перспективность в будущем.

Ошибки и рекомендации в выборе профессии:

  1. Не нужно сильно отождествлять профессии со школьными предметами. Вам может не нравиться школьная информатика, но может понравиться работа программиста.
  2. Профессия не всегда является тем, чем кажется. Изучайте каждый свой выбор настолько глубоко, насколько сможете.
  3. Учитывайте, прежде всего, свои способности и интересы. Это главное.
  4. Престижность и прибыльность профессии — это не главное.
  5. Не нужно делать выбор «за компанию». Также как не надо выбирать вопреки и назло кому-либо.

Профессиональное самоопределение — это сложный и длительный процесс. Все чаще профессиональное самоопределение не заканчивается на выборе одной профессии и человек периодически делает новый выбор. Нужно пробовать свои силы и возможности в нескольких сферах деятельности. Особенно в современной экономике, когда новые технологии меняют рыночные отрасли, а профессии могут устаревать и значительно меняться каждые 10–20 лет, заставляя человека учиться и переучитываться всю жизнь, овладевая новыми профессиями на протяжении всей жизни.

Источник: https://progressio.me/vybor-professii/

Психология профессионального самоопределения

  • •2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
  • •Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
  • •Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
  • •Когнитивное развитие сиблингов
  • •Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
  • •Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
  • •Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
  • •Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
  • •Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
  • •Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
  • •Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
  • •Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
  • •Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
  • •Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
  • •Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
  • •Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
  • •Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
  • •Временные аспекты развития личности в онтогенезе
  • •Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
  • •Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
  • •Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
  • •Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
  • •Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
  • •Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
  • •Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
  • •Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
  • •Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
  • •Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
  • •Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
  • •Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
  • •Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
  • •Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
  • •ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
  • •Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
  • •Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
  • •Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
  • •Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
  • •Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
  • •Особенности образа тела у бодимодификаторов.
  • •Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
  • •Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
  • •Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
  • •Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
  • •Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
  • •Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
  • •Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
  • •Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
  • •Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
  • •Самоактуализация и защитные механизмы личности
  • •Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
  • •Представление о собственной уникальности.
  • •Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
  • •Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
  • •Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
  • •Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
  • •Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
  • •Проблема познания индивидуальности в современной психологии
  • •Законы обработки информации человеком
  • •Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
  • •Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
  • •Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
  • •Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
  • •Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
  • •Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
  • •Проблема анализа структуры социальной идентичности
  • •Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
  • •Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
  • •Внутренний диалог как механизм развития сознания
  • •Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
  • •Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
  • •Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
  • •Психика и тело – целостность индивидуальности.
  • •Рефлексия в системе психических процессов.
  • •Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
  • •Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
  • •Интегральный подход в психологии индивидуальности.
  • •Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
  • •Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
  • •Идентичность как фактор отношения к рекламе
  • •Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
  • •Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
  • •Индивидуальность как основная причина личностного развития
  • •П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
  • •Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
  • •Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
  • •Психология профессионального самоопределения
  • •Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
  • •Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
  • •Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
  • •Стратегии преодоления стресса при потере работы
  • •Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
  • •Рефлексия как механизм развития личности
  • •Идентичность или принадлежность?
  • •Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
  • •Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
  • •Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
  • •Школьный успех как мотив учебной деятельности
  • •Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
  • •Социальная идентичность и организационные процессы
  • •Дигностика профессиональной направленности
  • •Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
  • •Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
  • •Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
  • •Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
  • •Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
  • •Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
  • •Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
  • •Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
  • •Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
  • •Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
  • •Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
  • •Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
  • •Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
  • •Сравнительные исследования черт индивидуальности
  • •Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
  • •Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
  • •Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
  • •Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
  • •Исследование мотивации поведения потребителей
  • •Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
  • •Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
  • •Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
  • •Парадоксы тестовой диагностики творчества
  • •Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
  • •Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
  • •Развитие самоотношения правоведа в вузе
  • •Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
  • •Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
  • •Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
  • •Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
  • •Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
  • •ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
  • •Новый этап в изучении индивидуальности человека
  • •Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
  • •Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
  • •Развитие интегральной индивидуальности
  • •К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
  • •Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
  • •Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
  • •Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
  • •Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
  • •Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
  • •Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
  • •Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
  • •Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
  • •Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
  • •Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
  • •Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
  • •Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
  • •Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
  • •Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
  • •Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
  • •Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
  • •Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
  • •Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
  • •Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
  • •О предмете психологии индивидуальности
  • •Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
  • •Способности человека как выражение его индивидуальности
  • •Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
  • •»Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
  • •Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
  • •Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
  • •Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
  • •Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя

Источник: https://StudFiles.net/preview/4225025/page:84/

Методики профессионального самоопределения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх