Женский журнал

Виды пассивного воображения

Реферат: Виды воображения 2

Введение……………………………………………………………………………3

1.Виды активного воображения………………………………….………………4

1.1. Воссоздающее воображение…………………………………………………5

1.2. Антиципирующее воображение……………………………………………..7

1.3. Творческое воображение…………………………………………………….9

2. Пассивное воображение………………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………….14

Список используемой литературы………………………………………………15

Введение

Воображение – особый процесс человеческой психики, стоящий отдельно от остальных психических процессов и занимающий вместе с тем промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением. Специфика этого процесса состоит в том, что воображение как идеальный процесс рождает идеальное – образ, представляющий собой нечто такое, чего в реальной действительности не существует. Воображение, по – видимому, характерно только для человека, во всяком случае, нет убедительных доказательств его наличия у животных. Воображение связанно с активностью организма, с происходящими в нём физиологическими процессами и с этой точки зрения мало, чем отличается от других психических процессов. В то же самое время воображение является самым “психическим” из всех психических процессов человека. Это, означает, что ни в чём другом, кроме воображения, столь ярко не проявляется чисто идеальный, загадочный характер человеческой психики. Можно предположить, что именно воображение, желание его понять и объяснить (хотя бы в форме сновидений или галлюцинаций) привлекло внимание учёных к душевным явлениям в древности, поддерживало и продолжает поддерживать интерес к психологии человека в наши дни. Что же касается тайн данного феномена, то они, в частности, состоят в том, что воображение человека может возникать неожиданно, спонтанно, рождать в виде образов нечто такое, аналогов чему в мире не существует. Теперь можно дать и формальное определение воображению. Под ним мы будем понимать психический процесс, порождающий образы в условиях, когда ничто соответствующее им не воздействует на органы чувств.

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные — пассивное и активное . Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Отдельно выделяют и рассматривают такие разновидности воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грёзы.

1. Виды активного воображения

Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее… Близко к этим видам воображения находится эмпатия — способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Пользуясь этим видом воображения, человек сознательно ставит перед собой задачу придумать что – либо и далее выполняет её. Правда, человек, включаясь в процесс активного воображения, заранее не имеет точного представления о том, что он в конечном счёте вообразит или придумает: образ его фантазии рождается в ходе и в результате соответствующего процесса, и в деталях не известен его творцу до тех пор, пока этот образ им самим не будет сотворён. Более того, творящий его человек не знает заранее о том, где и на чём остановится его творческий процесс. Так работают, например, писатели, художники, инженеры, учёные, представители других творческих профессий. Активным этот вид воображения называется потому, что в любой момент времени, создавая соответствующий образ, человек может внести нечто новое, остановиться, то есть он в состоянии управлять данным процессом или прекратить его по своей воле

1.1. Воссоздающее воображение

Воссоздающее воображение — один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Этот вид воображения широко используется в различных видах человеческой практики. Обычный строй применения воссоздающего воображения таков: кто-то рассказывает, как найти нужный дом в незнакомом районе города и подробно описывает сложный путь следования. При восприятии слов возникают образы, их системы, соответствующие описанию улицы, знаки, ориентиры. С большей или меньшей точностью представляется внешний вид описываемых мест.

Степень соответствия возникших образов действительности будет зависеть от точности и образности описания, а также от яркости и богатства воссоздающего воображения слушателя.

Более сложные виды воссоздающего воображения, такие как воображение чертежей, географических карт, нотных записей, восприятие литературных произведений, требуют специальной подготовки, знаний и навыков.

Советским психологом О.И. Никифоровой отмечено, что воссоздающее воображение у различных людей развито не в одинаковой степени (различие в обучении, жизненном опыте, индивидуальных особенностях). Ею выделено четыре типа литературного воссоздающего воображения .

1. Наиболее слабое воображение. При чтении описания пейзажа у таких испытуемых совсем не пробуждалась деятельность воображения, у них не возникли наглядные представления о пейзаже, они могли пересказать содержание прочитанного только в общей форме.

2. У испытуемых могут возникать представления, но они в той или иной мере не соответствуют тексту. Сложный процесс воссоздания художественного образа подменяется процессом конкретизации их личного, индивидуального воспоминания, более или менее сходного с образом описания.

3. В этих случаях отмечалось прежде всего стремление точнее представить себе образ пейзажа по его описанию. Лицам данного типа приходилось детально анализировать текст. При чтении у них возникали несоответствующие тексту воспоминания, но в отличие от испытуемых второй группы они всегда проверяли эти воспоминания на основе анализа текста и старались путем сознательной переделки воссоздать образы такими, какими их изобразил писатель. Основное качество испытуемых этого типа то, что они четко определяли различия между образом литературного описания пейзажа и своими воспоминаниями. Испытуемые могли воссоздать в воображении образ пейзажа по его описанию даже в случае, если они ранее никогда не видели в жизни такого или сходного пейзажа.

4. Полное приспособление воображения к своеобразию художественных описаний и полное подчинение образных процессов глубокому и точному анализу текста. У таких читателей, — как пишет О.И. Никифорова: «сразу вместе, по ходу чтения, возникают представления, соответствующие образу пейзажа, созданному писателем. Никаких заметных операций воображения, никаких переделок представления у них не наблюдалось». Образы возникли сами собой по мере чтения текста. Эти испытуемые просто «видели» образы. Особенности данного типа в том, что образы возникали сразу без опосредованного воспоминания прошлых впечатлений.

Но образное воссоздание зависит не только от способностей к воссоздающему воображению, от уровня знаний, но и от стилистических особенностей описания.

Как показали исследования, человеку легче воссоздать образ при синтетическом описании, и сам образ будет более правильным.

1.2. Антиципирующее воображение

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека — предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово «предвидеть» тесно связано и происходит из одного корня со словом «видеть», что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.

Антиципирующее воображение внутренне связано со структурой любой человеческой деятельности. Более примитивные и простые формы этого вида воображения есть у животных. Корни антиципирующего воображения уходят в сферу жизненно важных приспособительных механизмов мозга, в основе которых лежит принцип опережающего отражения действительности, то есть приспособление к будущим, еще не наступившим событиям. Не будь этих механизмов, ни одно живое существо не могло бы просуществовать и минуты. Это — универсальное явление жизни, которое во многом определило все формы приспособительного поведения живой материи. Высшим проявлением этого принципа и является деятельность антиципирующего воображения в его конкретных человеческих формах: мечты, предвосхищение событии, предвидение последствий своих действий и т.д.

Как и остальные виды воображения, антиципирующее черпает «строительные» материалы из запасов памяти, из знаний прошлого и настоящего, из понимания логики развития определенных событий. Благодаря антиципирующему воображению, человек организует свою деятельность, исходя не только из своего личного опыта, но используя опыт других людей и всего человечества.

В новой и неизвестной ситуации человек не может не прибегать к методу проб и ошибок. Антиципирующее воображение помогает мысленно проделать ряд действий, исследовать предполагаемые варианты поведения, возможные последствия, на основе которых человек может тормозить и откладывать одни и активизировать другие действия. Человеку не нужно прыгать с двадцатого этажа, чтобы узнать, как опасно такое падение. Наоборот, представление собственного падения с высоты и связанный с ним страх (что является, кстати, очень частым мотивом сновидений), а также воображаемая картина возможных последствий — повреждения, увечья, переломы, смерть и т.д. — удерживают многих людей от соблазна залазить на деревья и крыши, и обусловливают, казалось бы, ничем не обоснованный страх высоты.

Таким образом, благодаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого. Эту ситуацию, возникающую в воображении, можно обозначить как ситуацию «как будто». Принимая определенную социальную или личностную роль в такой ситуации, человек проверяет достоверность своих знаний о себе, а также о своей «экологии», то есть о непосредственно окружающей среде и окружающих людях. Выдвинутые гипотезы проверяются в практической деятельности. Некоторые из них отбрасываются как неадекватные и несоответствующие действительности, другие, подтвержденные опытом, признаются как правильные, и на примере их строятся новые.

Успех прогнозирования, соответствие предполагаемых результатов действительным будет зависеть от того, насколько материал антиципирующего воображения объективен и соответствует действительности. Степень правдоподобия предположения будет зависеть от того, насколько в гипотезе учитываются известные факторы и законы природы и человеческого общества, а также противоречит ли данная гипотеза установленным законам. Усиление функции активного воображения может оказаться особенно полезным для человека, занимающегося поисками решения научной задачи.

1.3. Творческое воображение

Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. В зависимости от предмета, на который направлено воображение, различают научное, художественное, технологическое воображение. Примером творческого воображения в науке, например, являются своеобразные образы-понятия, в которых в наглядной форме проступает определенное понятие. В химии — это формула вещества, то есть специфический образ в виде рисунка дает полную характеристику данного вещества, указывает порядок связи атомов в молекуле и структуру их расположения в пространстве. В физике — это наглядная модель строения атома, в биологии — модель, образ молекулы белка и т.д.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый — операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй — операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция. Одним из первых психологов, изучавших эти процессы, был Т. Рибо. В своей книге «Творческое воображение» он выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Диссоциация — самопроизвольная операция, она проявляется уже в восприятии. Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов.

Наблюдались традиционно выделенные операции творческого воображения, или так называемые алгоритмы воображения: агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация. Важными условиями для творческого воображения являются его целенаправленность, то есть сознательное накопление научной информации или художественного опыта, построение определенной стратегии, предвидение предполагаемых результатов; продолжительное «погружение» в проблему.

Наибольший интерес представляет работа Э. Блейлера «Аутистическое мышление» (1927), в которой дается развернутый и глубокий анализ пассивного воображения. В последующие (30-60-е) годы появились лишь единичные исследования, что отражает, очевидно, определенное снижение интереса к изучению этой психической функции. В последнее время в связи с развитием психологии положение начинает изменяться, но остаются актуальными неразрешенные проблемы значения патологии воображения в патогенезе неврозов, невротических состояний и психозов.

2. Пассивное воображение

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. «Оно отражает осуществление желаний и стремлений, устраняет препятствия и превращает невозможное в возможное и реальное. Цель достигается в связи с тем, что для ассоциаций, соответствующих стремлению, прокладывается путь, ассоциации же, противоречащие стремлению, тормозятся, т.е. благодаря механизму, зависящему, как нам известно, от влияния аффектов» (Блейлер). Важнейшую роль в пассивном воображении Блейлер придает именно эффективности, выступающей как тенденция.

Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения, «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения, как подчеркивает Э. Блейлер, направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов. При этом человек может считаться с требованиями действительности.

Логика, отражающая реальные соотношения действительности, не может служить для пассивного воображения руководящим началом. В динамике образов-фантазий различные желания и тенденции личности могут сосуществовать независимо от того, противоречат они друг другу или нет.

Если в процессе реалистического мышления, полагает Блейлер, в поступках и высказываниях большое число влечений, желаний и потребностей игнорируется, подавляется как нежелательное в пользу того, что является субъективно более важным, то в образах пассивного воображения все это может получить свое яркое выражение. Вряд ли хорошо воспитанный, разумный и осторожный человек будет слишком агрессивно проявлять свое несогласие с несправедливыми и обидными действиями начальника. Зато в мысленной оценке, которую рисует «разогретое» желанием мести воображение, этот же начальник может подвергаться самой саркастической уничтожающей критике со стороны подчиненного. Он может быть даже физически уничтожен, растоптан, раздавлен в образах фантазий размечтавшегося человека, и это приносит ему большое удовлетворение и компенсирует обиду. Подавленное желание ответить обидчику выступает в пассивном воображении на первый план с особой силой.

Именно неотреагированные желания, прерывание начавшихся или еще только планируемых действий, невозможность действовать из-за непреодолимого препятствия, крушение планов — все это субъективно переживаемое как состояние фрустрации является основным активатором пассивного воображения. И вот фантазия создает образы, являющиеся заместителями удовлетворения, не полученного в реальной деятельности. В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. В этом пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей. Образы воображения могут быть совершенно независимыми от действительности, что в крайних случаях приводит к созданию абсолютной бессмыслицы, совершенно непонятной другим.

Пассивное воображение управляется двумя принципами.

1) каждый аффект стремится удержаться. Он прокладывает пути для соответствующих ему представлений, придает им преувеличенную логическую ценность, а также тормозит появление противоречащих представлений, лишает их свойственного им значения. Таким образом, веселый человек гораздо легче ассимилирует веселые идеи, чем печальные, и наоборот.

2) мы стремимся получить и сохранить приятное, а следовательно, и окрашенные удовольствием представления; неприятного мы избегаем.

Образы активного творческого или практического воображения могут быть переданы (кристаллизованы) в вербальном сообщении или в творческом произведении. В большинстве случаев продукты пассивного воображения являются образами, труднопередаваемыми в словесной форме, абстрактными, символическими, случайными, непонятными для других и поэтому несообщаемыми, как считает Л.С. Выготский.

Пассивное воображение может пользоваться первым попавшимся, даже ошибочным материалом, лишенным всякой логической связи, например, ассоциациями по созвучию, случайными совпадениями каких угодно образов и представлений, использованием одного понятия вместо другого, имеющего только второстепенные общие компоненты с первым и т.д.

В процессе пассивного воображения игнорируются временные соотношения. В образах-фантазиях, замечает Блейлер, живут стремления, которые ликвидировались для сознания десятки лет тому назад: воспоминания, ставшие недоступными реалистическим функциям, используются в пассивном воображении как недавние, и зачастую им отдается предпочтение, потому что они меньше наталкиваются на противоречие с актуальной действительностью. Интересно то, что более точные, полные и профессиональные знания о предмете мечтаний и грез значительно тормозят процесс фантазирования, становятся препятствием.

Игнорирование «реальности» в процессе пассивного воображения, как пишет Э. Блейлер, заключается в том, что логические законы оказываются действительными для материала мыслей лишь постольку, поскольку они могут служить главной цели, т.е. изображению неосуществленных желаний как осуществленных. Противоречия, касающиеся содержания мыслей, еще более грубы и многочисленны, нежели аффективные противоречия.

Э. Блейлер отмечает, что прирожденный характер аутистического мышления особенно четко обнаруживается в символике, которая повсюду отличается сравнительным однообразием из века в век в мифологии, в сновидениях вплоть до душевной болезни. Действительно, в основе огромного количества сказов, мифов, притч лежит относительно ограниченное число мотивов

Заключение

По мнению психологов, все великие творения или изобретения требуют внезапного переключения, сдвига или перемещения внимания и обращения к вопросу или области, которая до этого не изучалась или даже не вызывала особого интереса у них.

«Пришло время» — это значит подошли к своему завершению процессы, которые рождают в воображении идеи, образы, действия. И вот известная, казалось бы, ситуация выглядит в совершенно ином свете, и решение проблемы, которая представлялась логически неприступной, становится реально возможным.

Подобные ситуации, о которых люди не подозревали или расценивали их как недоступные или аналогичные, ведут к чрезвычайному обострению воображения, восприятию, рождают внезапные прозрения, неожиданную способность спонтанного правильного решения.

Таким образом, один из компенсаторных механизмов — активация воображения, используемая человеком в условиях недостаточной стимуляции, на определенном этапе может приобретать положительное значение. Вместе с тем приходится констатировать, что в обстановке значительного ограничения стимуляции происходит в основном активация не активного, а пассивного воображения.

Таким образом, воображения играет важную роль на ранних стадиях изучения научной проблемы и нередко ведёт к замечательным догадкам. Однако после того как были подмечены, угаданы некоторые закономерности и изучены в экспериментальных условиях, после того как закон установлен и проверен практикой. Связан с ранее открытыми положениями, познание целиком переходит на уровень теории, строго научного мышления. Попытка фантазировать на таком этапе исследования вопроса не может привести ни к чему, кроме ошибок. Развитие и воспитание фантазии – важное условие формирования личности молодого человека.

Список используемой литературы

1. Галин А.Л. Личность и творчество. – Новосибирск, 1989, – 253.

2. Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Вселенная внутри тебя. — Новосибирск, 1979, — 241.

3. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ. – М.: Просвещение, 1989, – 400.

4. Михайлов Н.Н. О потребности личности в самореализации. Научный доклад высшей школы.- М.: Философские науки,1982, — 300.

5. Немов Р.С. Психология — М.: Высшее образование. 2005, — 362.

6. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1990, — 260.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1997, — 365.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-273628.html

Типы воображения

Мы уже говорили о том, что воображение является проявлением личности именно со стороны типологического и дифференциально-психологического аспекта. Для характеристики личности и ее отношение к миру важны два фактора. Во-первых, степень легкости или трудности, с которой ему предоставляется преобразования заданного; во-вторых, характер того преобразования действительности, присущее воображении.

Ведущее значение здесь принадлежит соотношению между ролью в воображении данного человека эмоциональности (аффективности) и критического контроля интеллекта. В зависимости от господства тех или иных моментов выделяются различные типы воображения.

1. Субъективная воображение. Эта воображение слабо подчиняется критическом контроля мышления, мало считается с реальностью, которую она, как правило, покрывает пеленой фантазии.

2. Критическая, реалистичная воображение. Она не бесконтрольно подчиняется субъективности чувств. Превращая существующее, такое представление учитывает закономерности и тенденции развития объективной действительности.

У разных людей обнаруживается преобладание воображения в определенных отраслях. Существенную роль в определении направления, по которым идет развитие воображения, играет, как указывалось ранее, направленность личности, прежде всего ии интересы. Именно интересы создают связанные с ними своеобразные «ячейки» восприимчивости.

В связи с общей направленностью деятельности человека и его воображение может быть наиболее действенной в одной — в сфере практической деятельности конструктивного, технического изобретательства, у второй -в сфере художественной, у третьего — научного творчества. У каждого человека есть какой-то «кусочек фантазии», но в каждой фантазия и воображение проявляются по-своему.

Виды воображения

Отличие видов воображения определяется прежде всего тем, насколько сознательным и активным является отношение человека к реализации главной функции воображения — трансформации образов — представлений. В одних случаях изменение Образов происходит самопроизвольно, в других все большую роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов. В первом случае имеет место так называемая пассивная воображение, во втором — активная.

По пассивной воображения невольная трансформация образов осуществляется под влиянием малоосмысленное потребностей и поездов, независимо от какого-либо сознательного вмешательства в этот процесс субъекта. Образы якобы самопроизвольно превращаются, следуя перед воображением, а не формируются ней. В данном случае нет собственно оперирования образами (это встречается в условиях бездействия сознания — в состоянии дремоты, в сновидениях, при галлюцинациях, в состоянии аффекта). В этих случаях по образу зачастую стоят как движущие силы аффективные моменты потребностей и поездов. Другими словами, этот вид воображения тесно связан с так называемым аутистического мышлением, которое стремится не к установлению истины, а к удовлетворению желания. Это мышление, которое приспосабливается к внешней действительности, а именно создает воображаемую действительность.

При активном воображения образы формируются и превращаются сознательно в соответствии с целями, которые ставит перед собой человек в конкретной деятельности.

Различают два вида активного воображения: воспроизводящая, которая заключается в воспроизведении заданных образов, и творческая, которое проявляется в самостоятельном создании новых образов.

Воспроизводящая воображение — процесс создания человеком новых образов объектов, ранее не воспринимались им, на основе описания схем, чертежей, нотных записей, то есть в разных знаковых системах.

Процесс образного воспроизведения своим конечным результатом, при любых условиях своего проявления единственный (создание новых образов). По характеру же своего течения в каждом конкретном случае (при восприятии описаний, схем, чертежей и т.д.) он отличается рядом особенностей.

Известно, что во время восприятия художественных описаний деятельность воспроизводящей воображения протекает особенно интенсивно. У слушателя или читателя могут создаваться законченные образы персонажей, обстановки и т. То обстоятельство, что в восприятии тексте описание соответствующих объектов может быть далеко не полным, не препятствует возникновению этих законченных образов. Индивид может создавать в своем воображении и такие детали, о которых в тексте ничего не сообщается. В подобных случаях деятельность воспроизводящей воображения тесно переплетается с деятельностью воображения творческой. В результате такого переплетения становится возможным представление дополнительных деталей объекта, которые являются продолжением или завершением воспринятого описания.

По-другому протекает деятельность воспроизводящей воображения при восприятии научных текстов, когда человеку необходимо представить определенные геометрические фигуры, химические установки и тому подобное. Заданных условий возможности для деятельности творческого воображения ограничены, поскольку в научном описании зачастую исчерпывающе даются все признаки описываемого объекта. Но это не означает, что во время восприятия научных текстов процесс творческого воображения совсем исключается. В данном случае он функционально меняется: деятельность воображения направляется теперь не в дополнение образа объекта признаками, отсутствующими в описании, а на трансформацию тех признаков, которые в описании отражены. Ограничение сферы творческого воображения при восприятии научных описаний одновременно с этим предусматривает активизацию процессов памяти и мышления, поскольку точность воспроизведения научного текста зависит главным образом от его понимания и запоминания.

Творческим воображением называют самостоятельное создание новых, оригинальных образов и идей. Показателями производительности воображения является новизна, оригинальность и осмысленность обработки данных опыта; широта оперирования образами, которая понимается как возможность выполнять преобразования из различного материала, тип оперирования (достижимый способ преобразования), который может характеризоваться или изменением положения объекта воображения, или изменением его структуры, или комбинацией этих преобразований.

Именно творческое воображение, дополняя творческое мышление и взаимодействуя с ним, является фундаментом человеческого творчества: художественной, научной, технической и тому подобное.

Сущность художественного творчества состоит в создании новых образов, которые способны быть пластичным носителем идейного содержания. Особое цель художественного творчества состоит в том, чтобы создать новую воображаемую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности.

Высшим продуктом художественного творчества является образ, преобразованный внутри идеей художественного произведения так, что во всей своей жизненности он оказывается пластическим выражением определенного идейного содержания. Творческое воображение использует в художественном произведении фантастику, отклонение от некоторых сторон действительности с тем, чтобы предоставить образной наглядности действительности, главному замыслу или идеи, отражающий косвенно какую-либо сторону действительности.

Создавая картину действительности, отклоняется от обычной до крайней фантастики, воображение художника тем ярче освещает и выпукло проявляет какую-нибудь значимую для него сторону действительности. Отойти от действительности, чтобы проникнуть в нее -такая логика творческого воображения. Художественное творчество выражается и в портрете, и в сказке, и в фантастическом рассказе. В отличие от научного, любой художественное произведение выражает свой содержания конкретной наглядно-образной форме.

Специфическая роль воображения в научном творчестве заключается в том, что воображение превращает образный, предметное содержание проблемы и этим способствует ее решению. Как известно, в реальном мыслительном процессе в единстве с понятием той или иной степени, в той или иной форме участвует и наглядный образ. Но образное содержание восприятия и представления памяти, воспроизводят этот смысл, иногда не дает достаточно опорных точек для решения стоящей перед мышлением. Иногда необходимо преобразовать предметное содержание для того, чтобы продвинуть решение проблемы; тогда воображение вступает в свои права.

В зависимости от временной направленности выделяют ретроспективную (воображение — упоминания) воображение, включенную непосредственно в осуществляемую деятельность, и воображение, направленную на будущее.

По характеру уничтожения образов воображение разделяют на конкретную, регулятором которой есть конкретные образы и идеи, и абстрактную, которая проявляется в создании символов, схем.

В зависимости от вида деятельности, в процессе которого функционирует воображение, выделяют техническую, музыкальную, научную, художественную и другие виды воображения.

Л.М. Веккер предлагает классификацию, в основе которой лежат особенности материала, предмета психической деятельности. Такой подход позволяет выделить сенсорно-перцептивные воображение (собственно образное), которая включает зрительную, слуховую, двигательную, пространственную и, вероятно, другие виды воображения, словесно-логическую (концептуальную), которая выступает элементом мышления; эмоциональную. Как особый вид выделяется оперативная воображение, определяется как активное функционирование образов как программы деятельности.

Выделяют и другие виды воображения — сновидения, галлюцинации, мечтания и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. их истинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу некоторых причин не могут быть реализованы в реальной жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей действительностью, окружающей человека. Чаще всего галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают некоторые болезненные состояния.

Мечтания в отличие от галлюцинаций достаточно нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, несколько идеализированным будущим.

Мечта от мечтания отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть практически выполнима. Мечтания и мечты у человека занимают довольно много времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными мыслями о будущем. В некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство волнения, вины, агрессивности.

Источник: https://studbooks.net/16241/psihologiya/tipy_voobrazheniya

36. Виды и типы воображения.

Виды воображения (произвольное, непроизвольное, воспроизводящее, творческое, мечта, грезы, галлюцинации)

Все формы воображения можно подразделить на две большие группы:

1. Непроизвольные формы воображения, независящие от целей и намерений человека, их протекание не контролируется работой сознания, они возникают при снижении степени его активности или расстройстве работы.

Галлюцинации — под влиянием некоторых токсических и наркотических веществ появляются, это обостренное нереалистическое восприятие действительности, искаженное сниженным контролем сознания и преобразованное воображением.

Промежуточное положение между непроизвольными и произвольными формами воображения занимают грезы. С непроизвольными формами их роднит время появления. Они возникают в момент снижения активности сознания в расслабленном состоянии или полудреме. Сходство с произвольными формами обусловлено наличием намерения и возможностью управлять процессом по желанию самого человека. Грезы всегда имеют положительную эмоциональную окраску. Мы грезим о приятном.

2. Произвольные формы воображения. Они подчинены творческому замыслу или задачам деятельности и возникают на основе работы сознания.

Произвольное воображение: фантазии, вымыслы или измышления, научное, художественное, техническое творчество взрослых, творчество детей, мечты и воссоздающее воображение.

Произвольнее воображение может быть: воссоздающим или репродуктивным, творчество, вдохновение (особый подъем, всплеск всех творческих сил), мечта – (говорит о моральном облике человека)

Мечта — это образ желаемого будущего. В отличие от грез она всегда активна.

В зависимости от уникальности создаваемого продукта (результата) выделяют репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). В репродуктивном воображении реальность воспроизводится в почти не переработанном виде, поэтому оно напоминает восприятие или память. Продуктивное, творческое воображение предполагает преобразование реальных образов действительности и создание на их основе новых, оригинальных субъективных продуктов.

Воссоздающее воображение такой вид воображения, в ходе которого возникают новые образы на основании восприятия описаний, схем, чертежей, нотных записей и пр.

Творческое воображение представляет собой такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность. Основным в процессе творческого воображения выступают модификация и трансформация образов, создание новых синтетических композиций.

Типы воображения.

Советским психологом О.И. Никифоровой отмечено, что воссоздающее воображение у различных людей развито не в одинаковой степени (различие в обучении, жизненном опыте, индивидуальных особенностях). Ею выделено четыре типа воссоздающего воображения.

Первый — наиболее слабое воображение. При чтении описания пейзажа у таких испытуемых совсем не пробуждалась деятельность воображения, у них не возникли наглядные представления о пейзаже, они могли пересказать содержание прочитанного только в общей форме.

Второй. У испытуемых могут возникать представления, но они в той или иной мере не соответствуют тексту. Сложный процесс воссоздания художественного образа подменяется процессом конкретизации их личного, индивидуального воспоминания, более или менее сходного с образом описания.

Третий. В этих случаях отмечалось прежде всего стремление точнее представить себе образ пейзажа по его описанию. Испытуемые могли воссоздать в воображении образ пейзажа по его описанию даже в случае, если они ранее никогда не видели в жизни такого или сходного пейзажа.

Четвертый. Полное приспособление воображения к своеобразию художественных описаний и полное подчинение образных процессов глубокому и точному анализу текста.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4010324/page:22/

Виды пассивного воображения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх