Женский журнал

Мальстрем водоворот в норвежском море

Водоворот Мальстрем

Виза в Норвегию Статьи о Норвегии Практическая информация
Зимняя Норвегия для туристов Летний отдых в Норвегии Фотографии Норвегии
Круизы по Норвежским фьордам Достопримечательности Норвегии Это интересно знать

На северо-западном побережье Норвегии, всего в 90 милях к северу от Северного полярного круга, поблизости от побережья, в Норвежском море расположены Лофотенские острова.
Несмотря на суровые климатические условия, царящие на архипелаге: короткий световой день, безжизненные скалистые земли, постоянно бурлящее холодное море, на Ло-фотенах издавна селились люди. Здесь во все времена находились самые богатые рыбой места, но у местных рыбаков есть один страшный «враг» — водоворот Мальстрем.
Возникает водоворот дважды в сутки, в западной части залива Вест-фьорд. Имя его известно многим из книг. Между тем, моряки расскажут десятки леденящих душу историй о страшной пучине Мальстрема, а выдержки из «Лоции северо-западного и северного побережья Норвегии» лишь подтверждают правдивость их слов. «… Его ярость в большей степени объясняется нерегулярностью дна, которое круто поднимается от западного к восточному входу в пролив (между островами), а с южной стороны течения наталкиваются на препятствие в виде банки к северу от острова Вере. Течение приобретает самую большую скорость, достигающую шести узлов, во время западных штормов зимой… Если начинающийся в море шторм и прилив совпадают, потоки воды приобретают значительную силу, и пролив становится совсем непроходимым», — говорится в Лоции. Когда ветер и прилив встречаются лоб в лоб, потрясающий гром этого столкновения можно услышать на расстоянии трех миль и более, что делает правдоподобными события, произошедшие в вербное воскресенье 1645 года. В то роковое утро Мальстрем показал свою необузданную ярость в полную силу, производя оглушительный, потрясающий землю рев, которым, как сообщают, были повреждены дома деревенских жителей и разрушены до основания каменные стены домов на близлежащем острове Москен.
Сведения о Мальстреме прослеживаются в легендах средних веков. Они рассказывают о безобразном морском чудовище под названием «драуг» (дракон), которое живет в бурных водах западного побережья Норвегии и предвещает беду несчастному мореплавателю, который его увидит.

В конце XVI века английский географ Ричард Хэклют дал описание уникального явления природы в своем монументальном многотомном произведении «Основные плавания, путешествия, передвижения и открытия английской нации». Хэклют упоминает о путешествии в недоступные субполярные районы к северу от Англии во время правления Эдуарда III, совершенном в 1300 году монахом-францисканцем Николасом де Линна. Он же сообщает: «Недалеко от этих островов (т.е. Гебридских и других) к северу имеется удивительный морской водоворот… если случается, что какой-нибудь корабль проходит этим путем, он затягивается волнами с такой бешеной силой, что чаще всего ему нет спасения, и он поглощается водоворотом».

Ричард Хэклют еще раз пишет о Маль-стреме при изложении рассказа о путешествии Энтони Дженкинса из Лондона в Россию в 1557 г.:

«Следует отметить, что между упомянутыми островами Реет и Лофут имеется водоворот под названием Мальстранд, который с половины отлива и до половины прилива производит такой ужасный рев, что задвижки дверей в домах жителей этих островов дребезжат на расстоянии десяти миль. Глубина и размеры образующихся воронок водоворота таковы, что судно, попадающее в сферу их притяжения, неминуемо захватывается, идет ко дну и там разбивается о камни; когда море утихает, обломки выносит на поверхность. Но это затишье наступает только в промежутке между приливом и отливом и продолжается всего четверть часа, после чего волнение снова постепенно нарастает. Когда течение бушует и ярость его еще усиливается штормом, опасно приближаться к этому месту на расстояние норвежской мили. Часто случается, что какие-нибудь киты заплывают в потоки водоворота, тогда они издают такой неистовый жалобный рев, что невозможно описать».

Писатели также отдали дань ужасной пучине. Особенно хорошо известен рассказ Эдгара По «Низвержение в Маль-стрем» (1841 г.), в котором сам автор выступил в роли вынужденного рассказчика об обезумевших силах природы. Съежившись от страха на вершине скалы Хельсегген у южной оконечности острова Москенесе, нависшей над проливом Мос-кямстреумен (Мальстрем), Эдгар По в смятении слушал, как местный седоволосый рыбак описывал различные чудеса и ужасы этого явления природы. Старик рассказывал как три года назад он и два его брата отправились ловить рыбу в Мальстреме, воспользовавшись коротким перерывом тихой воды между отливом и приливом. На этот раз, однако, его часы остановились, рыбаки забыли о времени, и их лодка очутилась внутри вновь зарождавшегося водоворота. Положение еще больше усугубилось внезапно разразившимся штормом ураганной силы, усилившим Мальстрем до невероятных пропорций. Вот что старик увидел после того, как судно, не слушаясь руля, повернуло в огромную тарелку чудовищного водоворота:

«Края водоворота были обозначены широким поясом сверкающих водяных брызг, но ни одна из них не соскальзывала в пасть ужасающей воронки, внутренняя часть которой, насколько можно было охватить глазом, представляла собой гладкую, сияющую и черную, как смола, стену из воды, наклоненную к горизонту под углом 45 градусов, совершающую с головокружительной быстротой круг за кругом в покачивающемся, судорожном движении и посылающую ветрам наводящий ужас звук — полувизг, полурев, какой даже могучий Ниагарский водопад не в состоянии посылать к небесам в своей агонии…»

Вращаясь и неуклонно погружаясь в страшную утробу Маль-стрема, рыбак отчаялся получить спасение и примирился с тем, что ему суждено было погибнуть в водяной пучине. Но все же он привязал себя к бочонку, в котором прежде хранилась вода, и за который он держался, чтобы его не снесло за борт, благодаря которому и спасся.

Водовороты существуют и чаще всего встречаются в относительно мелководных проливах, которые соединяют два более обширных и глубоких массива воды с разной системой циркуляции. При идеальных, ничем не осложняющихся условиях, «мальстремы», как принято считать, вращаются в направлении против часовой стрелки в Северном полушарии и по часовой стрелке — в Южном, что связано с вращением Земли. Однако местные топографические и гидрографические условия часто берут верх над этой естественной закономерностью. Большое количество разнообразных условий может привести к зарождению или образованию водоворотов. К ним относятся: встреча противоположных приливных или морских течений, ветров, наличие скал и рифов, неровности дна, естественные уклоны, действие земного притяжения или комбинация этих элементов.

Мальстрем нашего времени — это огромный вспучивающийся ковер приливных волн у Лофотен-ских островов. Пролив имеет в ширину почти пять миль между островами Москенесе к северу и Москен к югу. Посередине прохода лежат два скалистых острова Хьельхольм и Хегхольм. У восточного входа расположена банка Херьескаллен — подводная шхера или скала, с глубиной над ней менее двух сажен, которая образует местные завихрения даже в штилевую погоду.

Залив Вест-фьорд, в водах которого разбросаны Лофотенские острова, является акваторией оживленного судоходства. На его побережье расположен современный порт Нарвик. Отсюда круглый год морские рудовозы вывозят железную руду, поступающую из Швеции по железной дороге. Капитаны знают фарватер и зря к Мальстрему не пойдут, ведь нередко случается, особенно в зимний период, штормовой ветер в проливе к северу от острова Моске поднимает крутую волну, и тогда рев бушующего водоворота, где вода несется со скоростью 11 километров в час, заставляет поеживаться даже бывалых рыбаков. Тем не менее, туризм на Лофотенах популярен и, если верить путеводителям, «зимняя ловля рыбы в архипелаге — удовольствие высшего мирового класса».

Кстати сказать, в 55 милях к югу от Лофотенских островов, возле приморского города Буде, известен другой водоворот — Сальстраумен. Он возникает время от времени в одноименном проливе и хорошо просматривается с суперсовременной шоссейной дороги, бегущей мимо. Размеры его и особенно скорость вращения впечатляют. Любителей рыбалки здесь тоже много: в воду никто не заходит, а с берега ловить оглушенную водоворотом рыбу нетрудно.

Источник: http://www.norge.ru/maalstrom

Опасность мореплавания

Средневековые и даже нового времени литературные источники нередко описывают Мальстрём как ужасающее по своей мощи явление, безусловно фатальное для любого попавшего в него корабля. В действительности опасность Мальстрёма сильно преувеличена. Разумеется, никакой «гигантской воронки, засасывающей корабли» не образуется. Фактически Мальстрём представляет собой систему водоворотов с небольшими изменениями кривизны водной поверхности. Если он и представлял существенную опасность, то для древних деревянных парусных лодок и кораблей, а не для современных моторных судов. Скорость движения воды в водоворотах составляет не более 11 км/ч, то есть манёвренное судно с мощным двигателем вполне может выйти без повреждений, даже оказавшись в водовороте. Тем не менее относиться к Мальстрёму беспечно нельзя, его опасность вполне реальна, она состоит в непредсказуемости направления движения воды в водоворотах, которое меняется в зависимости от множества факторов, не поддающихся учёту. Вследствие этого даже современные лоции не рекомендуют проходить пролив к северу от острова Моске во время максимального прилива, особенно при сильном западном ветре. В такие моменты звуки, издаваемые водоворотами, слышны на три мили от побережья, а водное пространство превращается в лабиринт водоворотов с непредсказуемым направлением течения. Судно, попавшее в этот лабиринт, рискует быть разбитым о камни.

Мальстрём в искусстве

  • В рассказе Эдгара По «Низвержение в Мальстрём» рассказывается о спасении рыбака, шхуну которого засосало в этот водоворот.
  • В романе Жюля Верна «20 000 льё под водой» профессор Аронакс со спутниками сбежали с «Наутилуса», когда подводную лодку закрутило в Мальстрёме.
  • В романе Луи Жаколио «Грабители морей» В начале книги идёт описание мальстрёма, попадание корабля в водоворот и лёгкое спасение.
  • В стихотворении Николая Гумилёва «Капитаны»: «кто изведал мальстремы и мель»
  • В стихотворении Валерия Брюсова «Париж»: «Ты человечества — Мальстрем. Напрасно люди / Мечтают от твоих влияний ускользнуть!»
  • В романе Брайана Джейкса «Колокол Джозефа» во время погони корабля «Шалю» за кораблём «Жемчужная королева», эти корабли попали в Мальстрём, «Жемчужная королева» выбралась, а «Шалю» — нет.
  • В книгах Warhammer 40,000 есть место в галактике с таким названием, где Варп соприкасается с реальностью.
  • В мультфильме «Пираты тёмной воды» корабль короля пиратов Блофа носит название «Мальстрем».
  • В романе Фрэнка Герберта «Дюна» употребляется по отношению к песчаным бурям.
  • Существует итальянская мелодик-дэт группа Descent into Maelstrom.
  • У немецкой группы The Vision Bleak трек «Descent into Maelstrom» посвящен Мальстрёму и событиям рассказа Эдгара По.
  • В стихотворении Артюра Рембо «Пьяный корабль»: «Содрогался не раз я, когда было слышно, / Как хрипят бегемоты и стонет Мальстрем» (перев.Е.Головина)
  • В романе Лю Цысиня «Вечная жизнь Смерти»
  • В инструментальной композиции «Низвержение в Мальмстрим» группы «Коррозия Металла»
  • В фильме Хан Соло: Звёздные Войны. Истории место, в которое засасывает все сущее.

Топ 10: Самые сильные водовороты в мире (10 фото)

В романах Жюля Верна и Эдгара По водовороты способны глотать целые судна, но в действительности, они не настолько сильны. Однако, это все же пугающее зрелище, и есть несколько мест в мире, где вы можете оказаться совсем рядом и наблюдать эти дыры в водной глади.

Наруто в Японии – доказательство того, что водовороты не глотают целые корабли. Здесь вы можете заказать круиз вдоль Наруто, чтобы наблюдать за водоворотами у побережья Сикоку в Японии. Эти водовороты называют “Вихрем воды” и “Удивительным Наруто”. Но если вы боитесь плыть к месту водоворота на лодке, то есть отличная возможность наблюдать за ними с моста. Водовороты происходят каждые 6 часов, чаще летом, чем зимой, поэтому стоит узнать конкретное время, чтоб увидеть это явление.

Old Sow – гигантский водоворот, который находится между США и Канадой, около острова Оленя в Нью-Брансуике, на Канадской стороне. Его можно наблюдать с острова Оленя, но некоторые храбрые туристы могут взять круиз на лодке, чтоб наблюдать вихрь шириной в 76 метров, а затем вступить в клуб оставшихся в живых. Трудно измерить Old Sow самостоятельно, но считают, что это самый большой водоворот в западном полушарии.

Если вы задались вопросом, где Эдгар Аллен По и Жюль Верн получили свое вдохновение при написании романа, вы должны видеть серию водоворотов Moskstraumen в Лофотене, Норвегия. Это место стало легендарным, а причиной тому является его реальная опасность. Воронка появляется в открытом море, что довольно редко, так как чаще они бывают в реках и озерах, потому его увидеть много сложнее.

Единственный водоворот, который происходит в канале – Corryvreckan, между островами Jura и Scarba, недалеко от берега Шотландии. Местные жители предупреждают, что переплывать канал очень опасно, однако находятся дикие пловцы, которые пытаются увидеть его вблизи. Это место даже описано в литературе – Джордж Оруэлл в 1984 году написал, что был спасен от водоворота в 1947, после того, как его лодка оказалась в этом месте.

Charybdis был морским существом в греческой мифологии, считалось, что он жил в проливах Мессины и сожрал множество судов, когда они проходили мимо. Позже причину «пожирания» судов присвоили водовороту Charybdis в этой области, хотя водоворот довольно умеренный и, как известно, не может потопить судно. Теперь его называют Гарофало, и он может быть замечен на побережье Сицилии. Это не самый драматический водоворот, но мифология делает его интересным местом для филологов-классиков.

Вокруг серии водоворотов Skookumchuck Narrows, Канада создан целый национальный парк, и это великолепное место для того, чтобы изучить водовороты благодаря подводному плаванью и кемпингу. Однако эти потоки не для каноиста-любителя – местные жители советуют проверять потоки, прежде чем вы решитесь их пересечь. В некоторых случаях водовороты и пена могут быть чрезвычайно опасными. Более безопасно наблюдать за ними со специально построенных платформ на краю воды и объединить это с экскурсией и исследованием дикой красоты парка.

Водоворот Те Аумити (Новая Зеландия) красив, но опасен. Совет местных жителей гласит, что вы можете переплывать через него лишь в том случае, если поток очень слабый. Те Аумити находится между Адмиралтейством заливом и заливом Тасман. Водоворот образовывается из-за сталкивающихся потоков, которые так же известны, как Французский проход (это имя было дано потоку французским исследователем Dumont D’Urville, который успешно провел поход в 1827). Рядом находится остров Rangitoto Tonga, который также известен как остров Д’Юрвиля.

Сейчас латвийский Даиет – один из самых популярных водоворотов. Заголовки газет пестрят надписями, что “Чудовищный водоворот … глотает все на своем пути” и есть фактические доказательства и видео, что водоворот способен к глотанию кусков льда и частей от затонувших кораблей, а также различно рода грузов, плывущих по реке Даугава. Однако, этот водоворот до сих пор ничего не глотал, поскольку не столь опасен, как его описывают.
Cтоило бы ожидать, что на Ниагаре существуют водовороты, и вы не будете разочарованы мчащимися с огромной силой потоками воды, создающими водовороты. Рассмотреть их можно со специальной подвесной кабинки, скользящей по большому ущелью. Канатная дорога была построена в 1916 известным испанским инженером Леонардо Торресом Кеведо и модернизирована с тех пор несколько раз. Поездка длится в течение 10 минут и преодолевает дистанцию в 1 км, являясь самым безопасным способом оказаться рядом с ревущим водоворотом Ниагары!
Самым же сильным водоворотом в мире считается Saltstraumen в Норвегии. Водоворот – это бассейн 10 метров шириной и 5 метров глубиной, который вызван 400 миллионами кубических метров воды, мчащихся через узкий канал каждые 6 часов. Водоворот можно наблюдать около города Боды, который находится к северу от северного полярного круга. Здесь очень холодно, и если вы решились на такое путешествие, то удостоверьтесь, что одеты очень тепло.

Источник: https://pressa.tv/top/31167-top-10-samye-silnye-vodovoroty-v-mire-10-foto.html

Норвегия. Отчёт о поездке. День 9. Мальстрём — 17-я дорога.

День 8. Lofoten — Bodo
Паром Moskenes — Bodo перенёс нас с Лофотенских островов на материк. И хотя воспоминания о том, что мы увидели на Лофотенах, были ещё очень сильны, пожалуй, виды 17-й дороги, считающейся норвежским национальным туристическим маршрутом и одной из красивейших дорог Европы, произвели на нас не меньшее впечатление.
Проснулись мы в Saltstraumen camping’е, расположенном недалеко от знаменитого водоворота Мальстрём. Строго говоря, водоворот, послуживший прототипом Эдгару По (Низвержение в Мальстрём) и Жюлю Верну (20 тысяч лье под водой), находится между Лофотенскими островами, и там мы не смогли его найти. А тот, который видели мы, называется не Мальстрём а Сальстрём. Но, поскольку название «Мальстрём» гораздо более известно благодаря вышеназванным писателям, и стало уже нарицательным, водоворот возле местечка Saltstraumen тоже называют Мальстрём и даже рисуют пиктограммку водоворота на дорожных указателях 🙂
То, что мы увидели, подойдя к берегу пролива, очень напоминало быструю горную речку. Течение со скоростью метров 10 в секунду неслось через пролив.

Думаю, на байдарке этот Мальстрём проходим без особого труда, если, конечно, не делать явных глупостей и держаться в центральной части русла. Любое приближение к берегу в этом месте может закончиться фатально, поскольку возникающие на границе струи и спокойной воды водовороты подчас бывают до 10 метров в диаметре, и человека, думаю, без вопросов затянут, протащат по дну и острым камням, и невозможно предсказать, в каком месте и когда выбросят обратно. Вот только какой же дурак полезет туда! 🙂

Впрочем, мы видели и специальные экскурсионные моторные лодки, которые подплывали очень близко к водоворотам,
и стаю уток, которая, несмотря ни на что, пересекла этот Мальстём вплавь! Там, где они плыли, водоворотов почему-то не образовывалось. Скорее всего, существует какая-то траектория, по которой можно переплыть Мальстрём совершенно безопасно, и утки об этом знают 🙂
Хочется немного рассказать о механизме возникновения этого природного явления. Течение в Мальстрёме приливно-отливное, оно меняет направление на противоположное примерно каждые 6 часов 15 минут. Почему оно достигает такой силы именно в этом проливе, можно понять, если взглянуть на карту. Узкий, не шире сотни метров, пролив соединяет с океаном фьорд длиной в сотню километров. Как и во всех фьордах, глубина в нём велика, так что объём воды получается очень большой. Потому даже небольшая часть этой воды, влекомой приливными силами Луны и Солнца, оказывается огромной. И всей этой массе воды надо протиснуться через узкий пролив! Представьте себе, что у нас есть бассейн с водой 100 метров в длину. К нему приделана единственная труба диаметром 10 см. А теперь какой-то великан взял и этот бассейн чуть-чуть наклонил… Каково будет течение в этой трубе?
Было бы интересно подождать несколько часов, чтобы увидеть как течение успокоится, а зачем потечёт в обратном направлении. Но нам не хотелось стоять на одном месте, тем более что в этот день предстояло проехать большое расстояние и плыть на двух паромах, расписание которых было нам неизвестно.
Вот такой вид открывается с высокого моста, по которому мы пересекли пролив с Мальстрёмом.
17-я дорога. Захотелось сфотографироваться у знака в доказательство того, что мы действительно по ней проехали 🙂
Виды действительно нас радовали, особенно в такую погоду.
Вскоре показался ледник Свартиссен, второй по величине в Европе (первый тоже в Норвегии, но южнее). Ледник действительно поражает своими размерами: в течение всего этого дня и в начале следующего мы видели его с разных сторон. Думаю, это десятки километров, вечно покрытые снегом, а уж какая там его глубина — вообще страшно подумать. К этому леднику организуется множество экскурсий с разных сторон и, честно говоря, мне было очень жаль, что у нас не было дня на то чтобы побывать там.
А мы сделали остановку у водопада. Этот водопад знаменит тем, что на нём была построена гидроэлектростанция. Во время 2-й мировой войны её захватили немцы, и она снабжала энергией какой-то их завод. В 1942 году отряд союзников совершил ночной переход через горы и взорвал 2 из 3 генераторов. Теперь по их следам организован пеший туристический маршрут.
К водопаду можно спуститься, правда, делать это надо осторожно, недолго соскользнуть по скользким камням, и… Вода с рёвом исчезает где-то в жерле скалы, и кто его знает, сколько десятков или сотен метров там падать.
А вот озеро, из которого вытекает эта речка.
Снова ледник, уже совсем близко.
Мы стоим первыми в очереди на паром. Первый паром на 17-й дороге совсем короткий, плыть минут 10. Но ходят они не так уж часто, нам пришлось ждать почти час.
Как всегда, нам нужно было успеть на последний паром, поэтому пришлось сторого рассчитывать время. Но всё же мы успели остановиться в одном месте и искупаться во фьорде. В отличие от моего купания на Лофотенах, здесь было уже жарко, и купались мы оба. Правда, вода во фьорде, конечно же, была ледяная, и дольше чем секунд 30 продержаться в ней было трудно. Но зато какая она была кристально чистая, и какие виды были вокруг! И при этом — тишина и почти полное отсутствие людей, разве что мальчика, удившего рыбу неподалёку пришлось смутить 🙂
На втором пароме плыть надо было чуть дольше — минут 30. Здесь мы были уже не первые в очереди, но всё равно влезли. Пока стояли в очереди, я обнаружил, что в машине из-под капота что-то капает. Впрочем, я был почти уверен, что это конденсат с кондиционера. Впоследствии, когда я приехал в Питер, на ТО мне сказали, что так оно и есть.
Пока мы плыли на втором пароме, мы пересекли полярный круг, на этот раз в южном направлении. В отчётах других людей упоминается глобус, который стоит на берегу в этом месте, но мы его не заметили. Получается, что за полярным кругом мы были ровно неделю — с вечера 20 июля до вечера 27 июля.
Паром — подходящее место чтобы поужинать 🙂 Продолжаем питаться запасами, взятыми из России, на этот раз в ход пошли хлебцы с плавленным сыром «Дружба» 🙂
А дальше был ещё один необыкновенно красивый розовый закат. Нашему взору открылся город Мо И Рана, но нас он не очень впечатлил: вид портило слишком большое количество промышленных предприятий. Кемпинг, в котором мы хотели остановиться, оказался закрыт. Но это не проблема: в десятке километров нашёлся другой. У хозяина на респшене были заботливо оставлены ключи от двух домиков — маленького и большого и записка «Берите, расплатитесь утром». А вскоре и сам хозяин прибежал. Мы сказали, что хотим всего лишь место под палатку. Хозяин оказался очень любезным, и рассказал нам, как добраться до пещер, которые мы планировали посетить на следующий день утром.
День 10. Пещера Gronligrotta — водопад Laksfossen — Namsos camping

Источник: https://heart-beater.livejournal.com/249569.html

Мальстрем водоворот в норвежском море

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх