Женский журнал

Эпатажный это какой

Эпатаж в поведении и творчестве Править

В искусстве Править

Эпатаж как неотъемлемый компонент направления в искусстве ярче всего проявился в эпоху модернизма, который ставил своей целью радикальное отрицание прежних традиций и канонов. В частности, «Первый Манифест футуризма» (1909) гласил: «Пора избавить Италию от всей этой заразы — историков, археологов, антикваров. Слишком долго Италия была свалкой всякого старья. Надо расчистить ее от бесчисленного музейного хлама — он превращает страну в одно огромное кладбище… Для хилых, калек — это еще куда ни шло, будущее-то все равно заказано? А нам все это ни к чему! Мы молоды, сильны, живем в полную силу, мы футуристы!».

Похожие настроения выражал Г. Гросс, повествуя о дадаистском периоде своего творчества: «Мы с легкостью издевались надо всем, ничего не было для нас святого, мы все оплевывали. У нас не было никакой политической программы, но мы представляли собой чистый нигилизм».

Маринетти утверждал, что «без наглости нет шедевров», потому «главными элементами нашей поэзии будут храбрость, дерзость и бунт», в ходе реализации которых следует «плевать на алтарь искусства», «разрушить музеи, библиотеки, сражаться с морализмом». В программе движения «диких» — Матисс, Дерен, Вламинк, др. — отрицание эстетического канона сопровождалось отказом от традиционных моральных норм в духе ницшеанского понимания свободы.

Эпатирующим поведением и высказываниями отличался художник-сюрреалист Сальвадор Дали. В частности, он сам публично рассуждал о своей гениальности, а также заявлял, что «сюрреализм — это Сальвадор Дали». Его «Дневник одного гения» с шокирующей откровенностью повествовал об особенностях жизнедеятельности его собственного организма. В этой же книге автор представил изобретенную им классификацию «разновидностей пуков».

В России шокирующими перформансами известны художник-авангардист Олег Кулик, в обнаженном виде кусавший за ноги посетителей своих выставок в образе собаки, а также художник Владислав Мамышев-Монро, появлявшийся на публике и на телевидении в образах Мерилин Монро, Любови Орловой, Аллы Пугачёвой и др.

В литературе Править

Одним из писателей, ошеломляющий публику своими произведениями, является Виктор Пелевин. Его творчество, воплощающее в себе смесь вымысла и реальности, было названо критиками как «постсоветский сюрреализм». «Ауре мистики» вокруг его имени способствует отказ писателя фотографироваться и давать интервью прессе. Некоторые критики считают, что в «во всем этом эпатаже нет ни страсти, ни дерзости, ни лирического (пусть хулиганского) самовыражения — одна лишь игра холодного ума, зачастую весьма изощренная».

К числу наиболее талантливых современных российских авторов, склонных к эпатажу и шокирующим публику жестам и поступкам, можно также причислить: Эдуарда Лимонова, Вадима Степанцова, Ярослава Могутина, Марусю Климову, Илью Масодова, Шиша Брянского, Михаила Вербицкого.

В музыке Править

В России эпатажным творчеством известен музыкант и композитор Сергей Курёхин, видный представитель музыкально-театрального авангарда. В 1987 году Курёхин создал оркестр «Поп-механика», в который вошли музыканты различных направлений (оперные вокалисты, рок-ансамбли, джазовые солисты), артисты, цыганские хоры, художники, иногда группы животных и т. п. Идеологией оркестра стал бунт против условностей, намеренная эклектика, ирония по отношению к штампам. Сам Курёхин заявлял: «Главное — внести больше путаницы». «Поп-механика» выступала во многих странах. В США с Курёхиным выступали такие известные музыканты, как Фрэнк Заппа, Джон Зорн, Фред Фрит, Боб Скэггс, Генри Кайзер. Эпатаж Курёхина не ограничивался музыкой: в частности, широкий резонанс в обществе вызвал в 1991 году его медиавирус «Ленин — гриб», доведший до абсурда фигуру вождя пролетариата с помощью цепочки логически убедительных (на первый взгляд) аргументов.

Творчество Сергея Шнурова, лидера группы «Ленинград», эпатирующей публику нецензурной лексикой в своих песнях и вызывающим поведением, СМИ называют «классикой матерного рока». Мэр Москвы Юрий Лужков запретил группе выступать на московских площадках. Сергей Шнуров также устроил провокацию, когда группа появилась полностью обнажённой на сцене во время концерта в Нюрнберге в 2002 году.

В театре Править

  • Попытки приобрести быструю популярность в театре с печальным постоянством сопровождаются демонстрацией разнообразных форм «социально-неприемлемых» действий. Иллюстрацией могут служить спектакли Жолдака, например «Ромео и Джульетта» (диалог на унитазах) и пр. в том же роде.

  • «Королем эпатажа» российская пресса называет театрального режиссера Романа Виктюка. В частности, в некоторых его спекталях («Саломея» и др.) женские роли играют мужчины.
  • В отечественной драматургии мастером эпатажа является драматург Михаил Волохов. Его скандальные пьесы «Игра в жмурики» и «Вышка Чикатило» в 1993 и 2000 году поставил Андрей Житинкин соответcтвенно. «Игра в жмурики» (1987) Михаила Волохова — первая пьеса в России написанная сплошным матом. — пресса прессапресса. Эпатажные пьесы Михаила Волохова «И в Париж» и «Лесбияночки шума цунами» поставил и играет на сцене московского клуба «GAZGOLDER» Мик Салов, ученик Анатолия Васильева. Костюмы к спектаклю «Лесбияночки шума цунами» сделал модельер Слава Зайцев. пресса пресса пресса.

В шоу-бизнесе Править

Шаблон:Offensive

Творчество Бориса Моисева, включающее в себя элементы гей-культуры, было названо прессой «религией шока и эпатажа».

«Богиней эпатажа» российские СМИ называют певицу Жанну Агузарову за непредсказуемое поведение, экстравагантные наряды и её высказывания о своем «марсианском происхождении».

Вызывающий лесбийский имидж выбрала в начале своей карьеры группа «Тату», впоследствии опровергнув свою причастность к сексуальным меньшинствам. Творчество и имидж группы вызвали множество споров, так как тема гомосексуальности в российском обществе считается табуированной. Эпатаж группы не ограничился лесбийским имиджем: в 2003 году группа выступала в телешоу американской телекомпании NBC «Tonight». На майках девушек была написана нецензурная фраза — «хуй войне» в знак протеста против войны в Ираке.

Во время одной из пресс-конференций в г. Ростов-на-Дону в 2004 году поп-певец Филипп Киркоров на вопрос журналистки «Газеты Дона» Ирины Ароян о количестве ремейков в его творчестве отреагировал с использованием нецензурной лексики, употребив бранную рифму в ответ на слово «звезда», а также отметил, что его раздражает «розовая кофточка, сиськи и микрофон» журналистки. Скандал вызвал широкий резонанс в СМИ и интернете, а также привел к судебному наказанию певца в виде штрафа. Впоследствии певец попросил прощения у журналистки. Инцидент вышел за пределы России и попал на страницы европейских газет. Скандалы сопровождают артиста и на гастролях. Так, концерт в Крыму в августе 2004 года закончился инцидентом: перед взором публики предстала оголенная задняя часть певца..

В кинематографе Править

Фильм «Астенический синдром» (1990) Киры Муратовой стал первым фильмом в отечественном игровом кино, где с экрана открыто прозвучала нецензурная лексика. Несмотря на требования Госкино, режиссёр отказалась исключать момент из финала фильма, когда некая женщина в метро несколько раз обещает совершить со всеми определенные действия, описываемые на тюремном жаргоне как «опустить». По мнению СМИ, этот «художественный жест был чересчур радикален» и в то время «не нашел последователей».

Молодые герои фильма датского кинорежиссёра Ларса фон Триера «Идиоты» (1998), снятого в рамках манифеста «Догма 95», пытаются обнаружить «внутреннего идиота» в себе. Эти поиски проявляются в эпатажном поведении — персонажи картины прилюдно обнажаются, изображают из себя слабоумных, занимаются групповым сексом и т. д. и т. п.

В мире моды Править

  • Манекенщица Наоми Кэмпбелл нередко удивляла публику своим нетрадиционным поведением и скандальными выходками. На одном из шоу Жана-Поля Готье, проходившем в Париже, модель вышла на подиум в платье, покрой которого заставил её прикрывать свою грудь руками.
  • См. также Антимода

В политике Править

Депутат от ЛДПР в 1993—1995 гг. Вячеслав Марычев появлялся на заседаниях Госдумы в экстравагантных нарядах. Он переодевался священнослужителем, «новым русским», а однажды пришел в фартуке с силиконовой женской грудью.

Российский политик, лидер ЛДПР Владимир Жириновский известен своими шокирующими высказываниями, призывами и поступками. В частности, в прямом эфире передачи «Один на один» телеканала ОРТ в 1995 году он устроил перебранку с Борисом Немцовым и выплеснул ему в лицо стакан сока. В том же году на заседании Госдумы Жириновский схватил за волосы депутата Евгению Тишковскую. В 1997 году при попытке пройти к могиле Неизвестного солдата Жириновский набросился на журналистку Юлию Ольшанскую, вырвал у неё микрофон и затолкал в свою машину, выкрутив ей руки.

В мире спорта Править

СМИ отмечают, что нестандартным поведением на корте и вне его отличается российский теннисист Марат Сафин. На вопрос об эпатирующем поведении сам спортсмен ответил, что «в теннисе раскрывается характер. Скрыть свое внутреннее состояние очень сложно». Сафин известен тем, что не скрывает эмоции во время игры и в критические моменты ломает теннисные ракетки. На пресс-конференциях спортсмен не стесняется использовать нецензурную лексику. Когда Сафин носил длинные волосы, то на игру «сооружал на голове нечто подобное прическе борцов сумо». Во время матча с Николаем Давыденко в мае 2006 года у Сафина «сдали нервы. Марат стал ломать не только ракетки, от него в итоге пострадал даже рекламный щит».

Эпатаж и молодёжные субкультуры Править

Формы самопрезентации молодёжи Править

В современном западном мире широкое распространение получили такие формы самопрезентации, как эпатажный перфоманс, разнообразные татуировки «вызывающего» содержания и др. Такое явление молодёжной субкультуры, как флешмоб, без использования элемента эпатажа попросту не может быть реализовано.

Субкультуры Править

Некоторые, преимущественно молодёжные, субкультуры в своей основе содержат вызов, протест против социальных или нравственных норм. Например, субкультура панков уделяет внимание внешнему виду, радикально нарушающему общепринятые нормы и традиции в прическах («ирокезы») и одежде (цепи, булавки).

Субкультура хиппи, возникшая в 1960-х годах в США, также провозглашала протест против общепринятой морали, пропагандируя свободную любовь и пацифизм. Хиппи открыто употребляли наркотики (марихуану, гашиш, ЛСД).

Готы Готическая субкультура разнообразна и неоднородна, благодаря тому, что культивирует индивидуальность, тем не менее, выделяются многие общие для неё черты, такие как любовь к музыке определённой стилистики, мрачный имидж, интерес к мистицизму и эзотерике, декадансу, любовь к хоррор-литературе и фильмам. В одежде доминирует черный цвет(со вставками белого, красного, синего или пурпурного) и серебряными украшениями. Также готы носят нередко шокирующие окружающих контактные линзы, стилизованные под глаза животных или с имитацией бесцветной радужной оболочки.

Эпатажный это какой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх